Ребенок не разговаривает, что делать?

Содержание

Почему ребенок не начал разговаривать?

Ребенок не разговаривает, что делать?

Важным условием становления личности является освоение речи. Как понять, почему ребенок не разговаривает? Когда нужно бить тревогу и к какому специалисту обращаться, если ребенок долго не говорит?

Точного определения, когда же малыш заговорит, нет. Каждый человек индивидуален, и то, что для одного считается нормой, для другого будет совершенно неприемлемо. Это касается в том числе развития ребенка.

Существуют примерные рекомендации, на которые нужно ориентироваться в вопросе развития речи малыша.

От 0 до 1 года

Агукать и формировать несложные сочетания из гласных малыш может начать к 2-4 месяцам. В этом возрасте он копирует интонацию услышанной речи и с ее помощью общается с окружающими.

Примерно с 7 месяцев ребенок может начать лепетать и осваивать отдельные слоги. Так он пытается повторить речь, которую слышит от окружающих людей. Если агукание не переходит в лепет, рекомендуется проверить слух.

В возрасте около года многие дети начинают говорить простые слова, состоящие из 1-2 слогов, такие как «мама», «папа», «дай», и осваивать звукоподражания, например «ту-ту», «мяу».

Талица развития речевых навыков по возрасту

От 1 года до 2 лет

В период от 1 до 2 лет малыш начинает осваивать слова в большом количестве. В основном это названия любимых игрушек и окружающих предметов, реже — обозначение действий. Пользуется он в основном упрощенными словами и звукоподражаниями, причем понимание речи опережает говорение.

Фразовая речь до 1,5 года, как правило, отсутствует. Только после полутора лет ребенок начинает строить простые предложения из 2 слов.

К 2 годам предложения уже могут состоять из 3 слов, однако грамматически они чаще всего не связаны.

Таким образом, малыш, не страдающий нарушениями слуха и хорошо воспринимающий правильную речь окружающих, начинает говорить в 14-18 месяцев.

К 2 годам словарь ребенка насчитывает уже от 100 до 300 слов.

Старше 2 лет

В возрасте от 2 лет ребенок уже может говорить предложениями из 3-4 слов, рассказывать небольшие истории и отвечать на вопросы по услышанному тексту. Он хорошо понимает речь, обращенную к нему, и может выполнять простые поручения.

Словарь трехлетнего ребенка насчитывает от 200-300 до 800 слов. Постоянное увеличение словаря позволяет строить фразы, излагать свои мысли. Малыш уже называет свое имя и возраст.

Однако еще могут быть проблемы с изложением содержания услышанных сказок или событий, произошедших с ребенком. В таком возрасте дети еще плохо выговаривают сложные для артикуляции звуки и заменяют их на более простые, поэтому речь малопонятна окружающим.

Кроме того, резкое увеличение количества слов в активном словаре нередко приводит к грамматическим ошибкам.

Именно в этом возрасте обычно начинаются вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», появляется желание постоянно общаться. При этом малыш может произносить часть слов правильно, а часть неправильно. Такое явление абсолютно нормально для раннего этапа становления речи.

В возрасте 5 лет активный словарь состоит из 1900-2200 слов, а к 7 годам достигает уже 3500 слов. Грамматический строй речи постоянно совершенствуется, усваиваются правила изменения слов и сочетания их в предложении.

На что обратить внимание

Все вышеперечисленное — варианты нормы. Развитие конкретного ребенка зависит от множества факторов. Это и беременность мамы, и наследственность, и болезни, перенесенные в раннем возрасте. Однако если речь малыша вызывает у родителей опасения, не нужно откладывать визит к специалисту.

Лепка — отличное занятие для развития мелкой моторики и речи.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

  • к 1,5 года не освоил простых слов, не знает своего имени и названий окружающих предметов;
  • к 2 годам не пытается повторять слова за взрослыми;
  • в 2,5 года не способен составлять простые фразы из двух слов;
  • в 3 года не произносит простые предложения.

Задержке речевого развития соответствует определенное поведение малыша. Так, если он гиперактивен, не смотрит в глаза, не может жевать пищу, говорит невнятно, произносит гортанные звуки вместо слов, необходимо обратиться к специалисту.

Развитая речь — залог успешного обучения и становления личности. Заниматься с ребенком можно, как только он начнет понимать обращенную к нему речь, что происходит около 7-8 месяцев.

Чем раньше начать заниматься, тем раньше можно выявить отклонения в развитии и справиться с ними. Однако не стоит перегружать ребенка. Если развитие речи сильно опережает норму, это может сказаться на нервной системе.

Чтобы избежать нервного срыва, нужно оградить ребенка от сильных эмоций. Ему нужен отдых, прогулки на свежем воздухе и умеренные разговоры.

Возможные причины задержки речевого развития

Чтобы разобраться, почему ребенок не говорит, необходимо обратиться к специалисту. Возможно, у ребенка одна из самых распространенных причин задержки речевого развития — нарушение слуха. Когда малыш плохо воспринимает речь, он не может ее и воспроизвести. Если ребенок не отзывается на имя и ничего не говорит, необходимо показать его ЛОРу и педиатру.

Особенности созревания нервной системы

Каждый человек уникален. Бесполезно сравнивать успехи своего ребенка с достижениями других детей. Например, мальчики позже девочек начинают ходить и осваивать речь. Это абсолютно нормально.

Если у ребенка наблюдается общая задержка развития, это сказывается и на речи. Чаще всего это характерно для недоношенных или детей с общим расстройством развития.

Психологическая травма

Самое серьезное испытание для малыша — ранний отрыв от мамы. Если в течение первого года жизни ребенка маме приходилось отлучаться надолго, об этом необходимо сказать врачу. Возможно, именно в этом причина молчания. Кроме того, психологическая травма может вызвать ситуацию, когда ребенок перестал разговаривать, хотя раньше с речью все было в порядке.

Недостаток общения

Ребенок должен видеть и слышать живую речь. Для этого совершенно не подойдет телевизор, компьютер или радио. Малыш должен быть вовлечен в беседу.

При этом родителям не стоит потакать капризам и искажать слова так, как сам ребенок их обычно произносит, не нужно сюсюкать с ним и лепетать по-детски. Речь взрослых должна быть размеренной, спокойной и внятной.

Это поможет ребенку освоить правильное произношение слов.

Причиной молчания может быть педагогическая запущенность. Это происходит, когда родители не уделяют необходимого внимания ребенку. Чаще всего это касается детей из неблагополучных семей. Когда такой ребенок попадает в благоприятные условия, он быстро наверстывает упущенное.

Особый случай — отсутствие мотивации. Ребенок может просто не хотеть говорить. Если родители, бабушки и дедушки потакают всем капризам малыша и угадывают его прихоти с полуслова, ему просто не нужно учиться говорить, чтобы получить желаемое.

Как помочь ребенку освоить речь

Что делать, если ребенок не хочет разговаривать? Можно ли его разговорить? Конечно. Просто нужно ему помочь.

В первую очередь с ребенком нужно общаться. Важно помнить, что малыш начинает говорить, пытаясь повторить слова за взрослыми. При этом не следует принуждать его к повторению слов. Просьбы вроде «скажи МА-МА» ни к чему не приведут.

Лучше, если ребенок станет участником диалога и будет отвечать на вопросы. Важно дать ему время подумать и, если он еще не готов ответить, подсказать. Возможно, он просто еще не знает, что сказать. Тогда ответ мамы будет для него эталоном.

И ни в коем случае нельзя наказывать его за неправильное произношение.

Совершенно не важно, о чем будет разговор. Можно рассматривать картинки в обучающих книжках, игрушки или предметы, которые встречаются на прогулке. Можно проговаривать действия.

Например, когда ребенок собирается на прогулку, можно проговорить, как он застегивает ботинки или куртку, какую одежду надевает. Если он садится обедать, можно назвать предметы, с которыми он имеет дело: тарелка, ложка. Главное, чтобы речь была четкой и правильной.

При этом желательно говорить медленно. Со временем ребенок научится называть предметы самостоятельно.

Существуют упражнения, которые помогут разговорить ребенка. Например, можно читать вслух стишки и просить закончить их в рифму. Обязательно нужно просить его описывать все, что находится вокруг. Но не стоит переусердствовать.

Малыш не должен чувствовать давления в голосе, иначе такие упражнения будут вызывать негативные эмоции. При выполнении любых упражнений нужно смотреть на состояние ребенка.

Если он уже устал, то лучше прекратить занятие, иначе он начнет капризничать и потеряет всякое желание обучаться.

Очень важным фактором в становлении речи малыша является мелкая моторика рук. Дело в том, что развитие пальцев и рук косвенно воздействует на часть мозга, отвечающую за речевую активность. Развивать мелкую моторику следует с первых месяцев жизни. Делать это нужно ежедневно.

В первую очередь нужно сделать массаж рук. Начать следует с мизинца. Помассировав каждую фалангу и подушечки пальцев, нужно погладить и помассировать ладонь. Можно делать массаж и специальным массажным мячиком. Для этого его нужно катать между ладонями, давить или перекладывать из руки в руку.

Упражнения для развития мелкой моторики

Полезно выполнять упражнения на сжатие и расслабление кистей. Совсем маленькие дети цепляются за пальцы взрослых. Ребенку постарше можно дать лист бумаги и попросить его сжать как можно плотнее.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений полезно перебирать песок или крупу. Для того чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать в банке крупы какую-нибудь маленькую игрушку или попросить нанизать бусинки на нитку. Нужно помнить, что делать все упражнения необходимо вместе, быть очень аккуратными и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.

Лепка из глины или пластилина, рисование пальчиковыми красками или оригами — все это будет полезно для развития малыша. Кроме того, необходимо постепенно вовлекать ребенка в процесс одевания. Пусть он сам застегивает пуговицы на рубашке и зашнуровывает ботинки.

Для развития моторики необходимо освоить пальчиковые игры. Это очень полезно, так как во время выполнения упражнений ребенок слышит слова, которые со временем сможет повторить.

Сначала следует выполнять все движения руками малыша. Когда ребенок освоит действия, он будет выполнять их самостоятельно.

Если ребенку сложно воспроизвести какое-то упражнение, нужно ему помочь зафиксировать все пальцы правильно.

Подходить к вопросу развития речи нужно комплексно. Систематическое выполнение упражнений и постоянное общение позволит разговорить малыша и подготовить его к дальнейшему обучению. Важно не переставать заниматься развитием ребенка. По уровню развития речи можно судить о психике ребенка, так как становление психики, мышления и говорения происходит одновременно.

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/pochemu-rebenok-ne-razgovarivaet-chto-delat.html

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет — лечим задержку речевого развития у малыша

Ребенок не разговаривает, что делать?

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки(гуление), крик и даже плач.

Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации.

С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, ой).

Гулить начинает с двух месяцев. Такие ые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гулениепереходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов.

Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др.

Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно.

Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений.

Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:

  • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
  • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
  • Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
  • Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
  • Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
  • Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.

Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме.

В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития.

Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук.

Движение артикуляционного аппарата (гортани ых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме.

Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают.

Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи.

Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Работа с дефектологом

Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни.

Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.

Альтернатива

Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.

Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.

Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.

Источник: https://www.odnadama.ru/deti/chto-delat-esli-rebenok-ne-govorit-v-4-5-let-lechim-zaderzhku-rechevogo-razvitiya-u-malysha/

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?

Ребенок не разговаривает, что делать?

Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга.

Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт».

Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);

— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);

— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);

— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);

— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)

— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);

— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами.

Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам.

Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.

Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д.

, чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи.

Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок.

Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время.

Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

— включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;

— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;

— помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю.

От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком.

В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома.

Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются.

Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-govorit-hota-ego-sverstniki-uze-boltaut-kuda-bezat-i-cto-delat

Ребенок не хочет говорить: почему и что делать

Ребенок не разговаривает, что делать?

30.11.2019

Доброго времени суток уважаемые родители. В сегодняшней статье мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет говорить. Выясним, какими могут быть причины данного состояния. Вам станет известно, что необходимо предпринять в подобном случае, а также, как себя вести, чтоб предупредить подобное явление в жизни своего карапуза.

Возрастные нормы

Если ребенок в год не говорит, то волнение родителей только начинает набирать обороты. Если такое явление наблюдается у малыша в два с половиной года, они уже спешат на прием к психологу или неврологу.  Важно понимать, что возраст, когда ребенок осваивает разговорную речь, выражается целыми предложениями, может отличаться у детей ввиду индивидуальных особенностей.

Существуют определенные среднестатистические данные касательно того, в каком возрасте какие изменения речевого аппарата должны наблюдаться:

  • в три месяца карапуз начинает гулить;
  • в шесть — восемь месяцев начинает лепетать;
  • в 10-месячном возрасте девочка может произнести первое слово, для мальчика оптимальным будет один год;
  • в полтора годика в словарный запас малыша может входить около десяти слов;
  • в 2 года ребенок, как правило, знает местоимения, у него постоянно пополняется словарный запас;
  • в трехлетнем возрасте малыш может произносить приблизительно 350 слов, свободно выражать свои эмоции словами;
  • в 4 годика карапуз в своем словарном запасе имеет приблизительно полторы тысячи слов;
  • пятилетний ребенок владеет больше, чем тремя тысячами слов.

Если ваш малыш опаздывает, не попадает в эти сроки, то можно начинать волноваться, но сильно переживать все равно не стоит, так как возможно это особенность вашего ребенка и нет никакого отставания в развитии.

  1. Если вашему карапузу годик, и он практически не говорит, то стоит оценить его общее состояние:
  • каким образом он реагирует на голоса людей, шум приборов?
  • если его позвать, отзовется ли он?
  • появляются ли какие-либо реакции на то, что происходит вокруг?
  • отсутствуют ли нарушения в пространственной координации?
  • как обстоят дела с мелкой моторикой?
  • какое у карапуза эмоциональное состояние?

Начинать беспокоиться о том, что кроха годовалого возраста ничего не говорит можно только в том случае, когда на лицо полная задержка психомоторного развития. Такое явление возможно при наличии органических нарушений функционирования головного мозга, снижении слуха, проблемах со зрением.

  1. Если малыш в 3 года продолжает молчать или говорит, но совсем мало, бессвязно, это однозначно повод для обращения к специалисту.
  2. Если ваш карапуз для своего возраста знает слишком мало слов, но при этом его словарный запас постоянно увеличивается, переживать не стоит. Ребенок развивается, на лицо положительная динамика.

Возможные причины молчания

Если ребенок не говорит или практически не разговаривает, всему виной могут быть определенные факторы.

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей или оба начали поздно говорить, то высока доля вероятности, что и у малыша будет задержка.
  2. Половая принадлежность карапуза. Нужно понимать, что мальчики в силу своего развития начинают говорить позднее, чем девочки.
  3. Отсутствие полноценного эмоционального общения. Если у ребенка нет возможности наблюдать за тем, как кто-то говорит, сопровождает свою речь жестами и мимикой, различными интонациями, то у него будет отставать речевой навык.
  4. Гиперконтроль родителей. Если мама или папа постоянно препятствует попыткам познать мир, запрещают карапузу делать то, к чему он стремиться, они блокируют желание начать говорить.
  5. Продолжительное использование соски-пустышки, в результате чего развивается неправильный прикус, приводит к дефекту речи.
  6. Влияние стрессовых факторов. Если в семье постоянные конфликты или ребенок растет вдали от родителей, это оказывает воздействие на его психику. Одной из последствий является проблемы с речью, нежелание говорить.
  7. Отсутствие мотивации. Если ребенок с раннего возраста привык к тому, что родители распознают его жесты, указывающие на те или иные потребности, у него не появляется необходимость начинать произносить какие-либо звуки, ведь его и так все понимают.
  8. Наличие информационной перегрузки может приводить к проблемам с речью. Ситуация, когда мама с папой пытаются с ранних лет обучать ребенка счету, чтению, еще и иностранному языку.
  9. Индивидуальный темп. Запоздалая речь может быть особенностью ребенка, и он совершенно не отстает в развитии. Просто не пришел еще его час, карапуз обязательно начнет говорить, когда наступит его время.
  10. Педагогическая запущенность. Ситуация, когда родители совершенно не занимаются с ребенком, не пытаются развивать его речевой навык, не выполняют необходимые упражнения.
  11. Негативизм у малыша. В ситуации, когда родители постоянно требуют от карапуза, чтоб он начал говорить, ребенок в какой-то момент просто замыкается, протестуя против требований мамы или папы.
  12. Взросление в двуязычной семье. Если ребенок растет, постоянно слыша, как люди говорят на двух языках, ему сложно распознать одну речь, сформировать свой лексикон.
  13. Тяжелые роды матери или внутриутробная гипоксия могут повлиять на отставание речи.
  14. Несовершенство артикуляционной системы. Например, если у ребенка короткая подъязычная уздечка, ему будет сложно изъясняться.
  15. Проблемы со слухом. Необходимо понимать, что для формирования словарного запаса ребенок должен, в первую очередь, воспринимать речь на слух.
  16. Наличие алалии — недоразвитости речевых центров. Возможно в случае с повреждением головного мозга в младенческом возрасте или в период внутриутробного развития.
  17. Отклонения в интеллектуальном развитии: аутизм, генетические заболевания, синдром Дауна могут повлиять на отставание речи.

Советы

Чтение сказок способствует развитию речевого навыка у ребенка

  1. Относитесь к малышу, как к отдельной личности, такой же важной и значимой, как любой взрослый человек в вашей семье. Говорите с ним, советуйтесь, обсуждайте будничные дела. Спрашивайте, например, о том, что приготовить на ужин.

    И даже, если малыш вам ничего не отвечает, у него начинает вырабатываться привычка необходимости общения между людьми. В то же время карапуз начинает лучше понимать пассивную речь.

  2. Важно помнить, что нередко отсутствие желания говорить обусловлено гиперопекой родителей, проявляемой в том, что они все решают, сами отвечают за ребенка, тем самым не давая ему развиваться.

    Если это ваш случай, то самое время понять, что вы вредите малышу. Позвольте ему самостоятельно говорить, отвечать, принимать решения.

  3. Отправляясь на прогулку с малышом, идя в магазин или в поликлинику, проходя вдоль дороги, обсуждайте все, что встречается на вашем пути.

    Едет машина, укажите на это, также можете сказать, что она, например, большая или маленькая, красная или черная.

  4. Почаще задавайте малышу вопросы. Они могут быть абсолютно элементарными, можно начать с тех, ответ на которых «да» или «нет». Поначалу карапуз будет молчать, но со временем поймет, чего вы от него хотите.

  5. Отлично, если в семье есть старшие дети, которые уже говорят, или же в вашем кругу есть такие карапузы. Ведь ребенку важен пример для подражания. Почаще оставляйте своего малыша в кругу других детей, которые уже начали говорить, чтоб он перенимал этот навык.
  6. Делайте с ребенком артикуляционные упражнения, специальную разминку для щек и губ, языка.

    Можно продемонстрировать, как рычит тигр, улыбается лягушка или облизывается волк.

  7. Малышу с задержкой речи необходимо читать, как можно больше книг, чаще с ним беседовать. Читайте стихи и сказки, разглядывайте картинки, сопровождая их описанием того, что на них изображено. Пусть и карапуз участвует в этом процессе. Не стоит оставлять перед компьютером или телевизором.

  8. Недопустимо срываться на ребенка, оскорблять его за то, что он не может говорить, и уж тем более не стоит его сравнивать с соседским карапузом, который уже давно лепечет. Так вы только еще больше усугубите ситуацию, малыш и вовсе может замкнуться.
  9. Если проблемы с речью обусловлены патологическими факторами, то обязательно стоит обратиться за консультацией к педиатру, который уже перенаправит к более узкому специалисту, неврологу или психологу. Когда врач выяснит, почему малыш не говорит, сможет назначить специальное лечение. Для подтверждения точного диагноза специалист может направить на определенные лабораторные исследования.

Меры предосторожности

Прослушивание музыки отлично воздействует на развитие речевого аппарата

  1. Специалисты советуют беседовать с ребенком, начиная еще со времен внутриутробного периода. В третьем триместре плод отлично распознает звуковые колебания.
  2. Малышу до шести месяцев очень важно следить за артикуляционным аппаратом родителей.

    В этот возрастной период дети осознают связь между звуком и тем, как двигаются губы. Ребенок сам пытается повторить то, что доносится до его ушей, именно так первоначально появляется гуление, следом за которым идет лепет.

  3. Важно окружить ребенка общением. Разговаривать нужно, как со взрослым, правильно, внятно, не торопясь.

    Задавайте крохе вопросы, пусть он тоже вступает в диалог. Не стоит думать о том, что карапуз слишком мал и не понимает, что ему говорят.

  4. Не нужно лепетать и сюсюкаться.

    Если при виде ребенка вы начинаете употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, кашечка, машиночка, то у карапуза формируется неправильная речевая функция. С ребенком нужно разговаривать, как со взрослым.

  5. Музыка отлично воздействует на развитие речевого аппарата.

    Подбирайте подходящие мелодии, например, колыбельные или классическую музыку.

  6. Давайте ребенку, как можно больше заданий для развития мелкой моторики. Можно прибегнуть к использованию специальных игрушек, давать ребенку перебирать крупу, закручивать крышки, цеплять прищепки, собирать пирамидку, лепить из пластилина.

  7. Не спешите давать ребенку то, что он требует, используя жестикуляцию. Таким образом, вы тормозите развитие речевого навыка, ведь малыш понимает, что может получить необходимое, не открывая рта.

Теперь вы знаете, что делать, если малыш не хочет разговаривать.

Помните о том, что влиять на это могут и патологические причины, и особенности развития, не требующие никакого вмешательства со стороны. Поэтому крайне важно выяснить, что именно привело к данному явлению, возможно, малыш просто еще слишком мал для того, чтоб разговаривать.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/rebenok-ne-hochet-govorit.html

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: