Психолог — о причинах «зависаний» у детей
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное.
Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую.
Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание.
Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении.
Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления.
Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть.
Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию.
Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки.
Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию.
И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других.
Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да».
В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность».
Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы.
Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием.
В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие.
Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии.
В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые.
Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы.
Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры.
Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта.
Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты.
Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone
Источник: https://zen.yandex.ru/media/littleone/psiholog--o-prichinah-zavisanii-u-detei-5d5a6d9e8600e100ab8bce6f
Грудничок упал с дивана и ударился головой: помощь в 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 месяцев
Страшный сон каждой мамы грудничка – ее малыш падает с высоты (не важно, какой). Даже у сверхзаботливых родителей такое встречается хотя бы один раз в жизни.
Одна из самых распространенных детских травм – ребенок упал с дивана или другой горизонтальной поверхности, может произойти буквально за секунды, прямо на глазах у родителей.
Такому риску подвержены все малыши (от новорожденного до годовалого).
Маленькие дети часто падают с кровати
Почему новорожденные падают чаще на голову
При падениях с высоты (даже с 40-50 см, что больше роста месячного малыша) детки, как правило, ударяются головкой и получают различные черепно-мозговые травмы. Причина заключается в особенностях анатомии новорожденных. Голова у них гораздо тяжелее веса остального туловища, поэтому при наклоне она перевешивает и принимает на себя основной удар.
Дополнительная информация. Череп младенца характеризуется еще не сросшимися костными швами и открытыми родничками (главным – на темечке и малым затылочным), что помогает смягчать удары и немного предохранять мозг, но всецело полагаться на эту природную защиту не стоит.
Ближе к возрасту одного года малыши начинают активно передвигаться, пропорции тела у них изменяются, по сравнению с периодом новорожденности, поэтому к черепным травмам при падениях добавляются различные повреждения конечностей.
Последствия после падения
Что делать, если новорожденный ребенок ударился головой
Травматологи, в том числе детские, выделяют 2 основных вида травм черепа:
- Открытые – со значительными повреждениями тканей мозга и костяных участков (к счастью, если грудничок упал с пеленального стола или дивана, они случаются довольно редко);
- Закрытые – иногда они вообще внешне никак не проявляются, потому что основной урон получает мозг малыша: это сотрясение (с обмороками, спутанностью сознания, рвотой, потливостью), ушиб (возможны длительная потеря сознания и общее патологическое состояние пострадавшего) или сдавливание (признаки – разные по размеру, нетипично большие зрачки, судороги, пропадание рефлексов, особенно коленного).
Ребенок ударился лбом
Кости лобных частей черепа довольно твердые, поэтому, если при приземлении на пол (или лучше – на ковер) малыш ударился лбом, серьезные последствия вряд ли наступят. Однако в этой области расположено большое число мелких капилляров, которые, лопаясь при ударе, образуют большие и выпуклые шишки и гематомы.
При ударе о пол на лбу ребенка образуется шишка
Ребенок ударился затылком
Удар, пришедшийся на затылочную часть головки карапуза, может быть не очень опасным, если ребенок свалился с невысокого дивана или кровати, и более серьезным, если он упал с пеленального комода или стула для кормления.
В любом случае такие падения чреваты будущими проблемами со зрением, поскольку в затылочных областях мозга располагается большинство зрительных нервных окончаний, поэтому такого «летчика» обязательно надо будет проверить у детского офтальмолога.
Также у малыша могут наблюдаться слабость мышц, подрагивание ручек и ножек или даже потеря сознания, а также шишки и подкожные гематомы в месте удара.
Ребенок повредил конечности
Последствиями падения с дивана могут быть травмы костей. Чаще всего – вывихи и переломы, поскольку детский скелет еще недостаточно прочный и до конца не сформирован.
Иногда при падениях малыши получают переломы конечностей
Сигналами о том, что у ребенка сломана ручка или ножка, будут резкая боль при попытке движения или надавливания на поврежденную конечность; небольшой растущий отек; потеря чувствительности (если задет нерв).
При вывихе больной сустав выглядит не совсем типично, находится как бы не «на своем месте».
Понять, что у малыша вывих, можно, понаблюдав за ним и увидев, что он с трудом опирается на ручки, не может встать, или ему больно переодеваться.
Ребенок травмировал шею или спину
Самыми серьезными последствиями для здоровья малыша грозят падения на спину или шею, поскольку в этих местах проходит спинной мозг, являющийся главной частью нервной системы человека и отвечающий за все двигательные функции. При травмах шеи последствия могут быть как незначительными (растяжение связок), так и фатальными, вплоть до получения инвалидности.
Если младенец неудачно упал с дивана или более высокой точки на твердую поверхность пола, у него может произойти смещение позвонков, что провоцирует головные боли, сонливость, вялость и боли в шейном отделе.
Важно! При таких травмах нельзя трогать ребенка, чтобы не усугубить последствия, следует немедленно вызывать медиков.
Когда бить тревогу после падения
Что делать, если ребенок давится слюной во сне
Когда грудной ребенок упал с дивана или кровати, это всегда страшно для родителей. В этой ситуации необходимо взять себя в руки и определить, имеются ли тревожные симптомы, которые требуют немедленного вызова бригады Скорой помощи, поскольку травма является очень серьезной. Среди них:
- разные размеры зрачков, они сильно сужены или расширены;
- частота пульса – менее 110 или 120 ударов в минуту (для малышей от полгода до года);
- ребенок не подает признаков жизни, лежит без движения (обморок или потеря сознания);
- веки подрагивают, по телу пробегают судороги;
- у малышей шестимесячного возраста и старше нарушается координация движений (руки и ноги не слушаются его);
- выраженная слабость (например, ребенок не может даже сжать кулачок), вялость конечностей, ослабленные рефлексы;
- обильная рвота;
- бледность на лице, темные «мешки» под глазами и пятна за ушками;
- длительный интенсивный плач, который длится больше, чем пять минут (от испуга расплачется любой малыш, но его можно успокоить);
- носовое кровотечение, а также выделения из ушей – вытекание бесцветного ликвора.
Если есть тревожные симптомы, надо срочно вызывать Скорую ребенку
Даже небольшие с виду травмы (особенно головы) могут оказаться очень серьезными, поэтому следует реагировать оперативно и обратиться к медикам, детально описав им происшествие для более точной постановки диагноза и назначения адекватного лечения. Чем быстрее малыш попадет в руки врачей, тем меньше последствий будет иметь падение с кровати или дивана.
Первая помощь ребенку после падения
Что делать, если ребенок ударился затылком
Тяжесть последствий падения младенца можно снизить, если оказать ему правильную первую помощь до приезда бригады скорой помощи или участкового педиатра, когда мама все будет делать четко и оперативно.
Прежде всего, надо, взяв себя в руки, успокоить ребеночка: попытаться уверенным голосом объяснить ему, что случилось, и что все будет хорошо, можно вслух комментировать свои действия – это отвлечет маленького страдальца от боли.
Первым делом надо успокоить упавшего малыша
Если у ребенка произошло рассечение мягких тканей головы, следует тщательно промыть кровоточащую рану и обработать хотя бы перекисью водорода. Следует внимательно прислушаться к плачу малыша: когда он сразу закричал и заливается слезами, это, скорее всего, от испуга, падение было несерьезным.
После того, как ребенок притих, а кровь из ранки остановлена, его надо очень аккуратно уложить на ровную горизонтальную поверхность и тщательно осмотреть на предмет шишек, царапин и гематом.
К синякам и шишкам для снятия отека немедленно следует приложить холодный предмет (идеальным будет компресс из грелки со льдом).
Если малыш находится без сознания (не шевелится, глаза закрыты или закатились), его надо похлопать по лицу, подуть на него.
Обратите внимание! Для приведения младенца в чувство можно поднести под нос вату с капелькой нашатырного спирта.
При травмировании конечности нельзя сдвигать ее во избежание смещения переломанных костей, важно иммобилизовать поврежденную ножку или ручку крохи и спешить в травмпункт, ведь вывихи не вправляются сами по себе, и кости не срастаются. Для снятия отека можно аккуратно приложить холодный компресс. Есть небольшие нюансы оказания помощи в зависимости от возраста пострадавшего крохи.
В 3-6 месяцев
Так, трехмесячные и в возрасте до полугода груднички могут падать с дивана или невысокой кровати, если уже научились переворачиваться на живот или просто активно двигать ножками и ручками. Родничок у них еще мягкий, кости черепа могут сходиться, что в какой-то мере снижает тяжесть последствий от падения.
Если малыш не потерял сознания и не имеет серьезных видимых повреждений, в качестве первой помощи и для успокоения хороший вариант – дать ему грудь или простой воды, покачать, спеть песенку. Активные игры даже в качестве отвлечения использовать не рекомендуется – малыш должен оправиться от падения и пережитого шока.
Однако, каким бы здоровым ни выглядел пострадавший малыш до полугода, его обязательно потом следует показать педиатру для исключения отсроченных последствий падения.
В 7-9 месяцев
Если упал ребенок с дивана в возрасте 6 месяцев и старше и после падения лишь испугался, и не имеется больше никаких тревожных симптомов (кроме небольшой ссадины на лбу), «Скорую» можно не вызывать. В дальнейшем для таких деток следует уменьшать зрительную нагрузку – никаких телефонов, планшетов с мультиками или книжек.
Действия по предотвращению падений
Поскольку остановить маленького ребенка-«энерджайзера» в его стремлении исследовать этот мир практически невозможно, в силах родителей сделать его путь как можно более безопасным. Это касается и профилактики падений с диванов и других высоких поверхностей. Педиатры и опытные мамы настоятельно советуют соблюдать следующие правила:
- Малышей любого возраста (даже не умеющих переворачиваться на живот) нельзя ни на секунду оставлять одних на пеленальном столике – они исхитряются упасть с него;
- Если срочно надо отвлечься, лучше поместить малютку в кровать, в крайнем случае – на пол;
- Детки, которые уже умеют вставать на ножки, требуют особого контроля, особенно за тем, чтобы они не перевесились из кроватки и не полетели на пол вниз головой. Желательно установить в люльку бортики или ограничители, а также максимально опустить дно кровати (если это предусмотрено конструкцией);
Подросший малыш может выпасть из кроватки
- Если мама решает положить ребенка на свою кровать или диван, надо сделать бортик из подушек или одеяла (они хоть ненамного задержат неугомонного малыша, и у родителей будет время среагировать);
- Для подросших карапузов, которые ловко крутятся во все стороны, замену подгузников следует производить на кровати или низком столике;
- Самых активных малышей самые осторожные мамы вообще спускают на пол (особенно, если он подогревается) на удобный матрас. Там они спят, играют, там же переодеваются и меняют подгузники.
Малыши – очень шустрые и юркие создания, даже в самом нежном возрасте они могут неожиданно упасть с дивана или другой высокой поверхности и удариться об пол.
Обычно при этом получаются черепно-мозговые травмы, вывихи и переломы.
Подобное происшествие очень пугает и деток, и родителей, поэтому необходимо уметь оказать первую помощь, обязательно показать пострадавшего врачу, в дальнейшем стараться предупреждать падение малышей.
Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/rebenok-upal-s-divana.html
Младенец упал – что делать родителям, когда нужна помощь врача
Любовь матери к своему ребёнку безусловна, женщина никогда намеренно не подвергнет своё чадо риску. Но малыши «запрограммированы» на активное исследование окружающей действительности.
Поэтому детки до года очень часто падают и ударяются головой. Родители должны знать, что делать, если ребёнок упал с дивана или кровати, и сильно ударился.
Что происходит при падении
Практически каждый ребёнок падал с дивана либо другой поверхности по достижении им 6 месяцев, когда он начинает пробовать сесть или поползти. Мамы, привыкшие к тому, что малыш полностью зависит от них, ненадолго выходят из комнаты – в этот момент и происходит падение.
В этом возрасте груднички не способны удерживать равновесие, и падают с дивана вниз головой при попытке перевернуться. Центр тяжести у новорождённых перемещается в голову, она перевешивает всё тело, и ребёнок ударяется головой.
Не стоит впадать в панику, и сломя голову бежать к врачу, ведь в детском организме природой заложены механизмы, которые защищают кроху от всевозможных травм.
Анатомические особенности черепных костей (они мягкие и гибкие) обеспечивают лёгкое продвижение плода по родовым путям. Костные структуры остаются такими податливыми до года. При падении черепные швы смещаются, постепенно возвращаясь на свои места.
Помимо этого, младенческий родничок оберегает головной мозг от сотрясений и повреждений. А спинномозговая жидкость, находящаяся внутри черепной коробки, предотвращает опасные последствия, так как она смягчает и амортизирует удары. Объём ликвора у новорождённых намного превышает таковой у взрослых.
Поэтому в большинстве случаев, когда грудничок упал с дивана, ничего страшного не происходит. Ребёнок просто ударяется лбом, и начинает лить слёзы от испуга и боли, которые быстро проходят. Эта неприятность больше беспокоит родителей, нежели угрожает здоровью новорождённого.
Но есть ситуации, когда удар действительно серьёзный, и крохе требуется срочно помочь. Ведь может случиться как перелом, так и сотрясение. Максимальную опасность представляют травмы головы, поскольку они способны протекать у младенцев бессимптомно.
Важна ли высота падения?
Если ребёнок в 6 месяцев упал с кровати, то это неопасно.
Для малышей угрозу для здоровья представляют падения, превышающие 40 см от пола.
Потому, если вы присутствовали при падении, оцените его высоту. Также важно и само приземление: последствия будут различными, если ребёнок упал с дивана на ковёр либо на плитку.
Опасность различных ударов
Чаще всего малютка падает и ударяется головой. Последствия удара зависят от того, с какой высоты кроха упал и какое место пострадало.
Рассмотрим подробнее результаты различных видов травм.
Грудничок ударился лбом
После такого падения появляется шишка и гематома, это объясняется тем, что на лбу локализуется множество капилляров и сосудов, которые лопаются при ударе. Затем близлежащие ткани начинают наполняться кровью.
Такая травма не свидетельствует о серьёзных последствиях, поскольку лобная кость достаточно прочная, и она оберегает головной мозг малыша.
Грудничок ударился затылком
Если ребёнок упал с кровати или дивана, и ударился затылком, то это неопасно.
Угрозу для здоровья представляет падение с более высокой поверхности: пеленального столика, подоконника, стульчика для кормления.
Подобные удары затылком способны спровоцировать:
- проблемы со зрением, так как в затылочном отделе головы локализуются нервные клетки, отвечающие за зрительную функцию;
- слабость;
- тремор конечностей;
- потерю сознания.
Если вы стали свидетелем такого падения, то отвезите кроху к врачу. Он расценит всю серьёзность ситуации, и при необходимости окажет первую помощь.
Грудничок повредил конечности
В этой ситуации вы заметите нехарактерную походку, подгибание конечности, хромоту, некорректное функционирование ножки или ручки.
Подобные симптомы требуют незамедлительного обращения к травматологу.
Грудничок травмировал шею и спину
Падение новорождённого с высоты приводит к серьёзным последствиям, у младенца может повредиться спина и шейный отдел позвоночника.
Спинной мозг – важная часть центральной нервной системы, отвечающая за функционирование всех систем в организме, а также за двигательную функцию конечностей.
Если вы подозреваете, что малютка повредил спину либо шею, срочно вызывайте скорую помощь. Запрещается менять локализацию ребёнка, так как можно усугубить ситуацию.
Признаки черепно-мозговой травмы
Если новорождённый упал, на наличие серьёзной травмы указывает характерная симптоматика:
- потеря сознания;
- вялость, сонливость;
- резкое изменение в поведении;
- появление болей в голове, головокружения;
- развитие судорожного синдрома;
- рвота, тошнота;
- слабость в конечностях;
- выделение жидкости из ушных раковин;
- синяки под глазами;
- носовое кровотечение.
Любое из описанных проявлений требует срочного вызова бригады скорой помощи.
Травмы головы после падения с высоты представляет серьёзную опасность для жизни ребёнка. К таким травмам относят:
- Повреждение мягких тканей головы. Наименее опасное явление, при котором головной мозг не повреждается. Появляется лишь ссадина, гематома либо шишка.
- Сотрясение головного мозга. Появляется после падения с высоты (например, с комода, пеленального столика, стола). Проявляется многократной рвотой, потерей сознания, бледностью, вялостью, сонливостью.
- Ушиб головного мозга. Тяжелейшая травма, сопровождаемая продолжительной потерей сознания, нарушением ритма дыхания, дисфункцией сердечной мышцы.
- Перелом черепных костей. Самая опасная для жизни травма. Появляется после падения с большой высоты. Сопровождается резким ухудшением самочувствия, синюшностью под глазами, выделением экссудата из носовых ходов, ушных раковин.
Отдельно выделяют вдавленный перелом черепа, который появляется после падения малыша на твёрдые предметы (гантели, игрушки, инструменты). Состояние провоцирует повреждение мозговых оболочек, кровоизлияние.
Что делать родителям
После падения вашего чада вы должны внимательно понаблюдать за поведением ребёнка, именно оно поможет вам понять всю тяжесть повреждения. Если малыш упал и начал плакать – это нормальная реакция, свидетельствующая об испуге.
Скорее всего, у крохи появится синяк, и это станет единственным неприятным последствием падения. Вам следует приложить холод к повреждённой поверхности, при необходимости обработать ссадину обеззараживающим раствором.
Также важно обеспечить чаду покой. Не носите его непрерывно на руках, не укачивайте и не трясите. Уложите кроху в кроватку на бочок, и побудьте с ним рядом.
Насторожить должна ситуация, если младенец:
- не заплакал сразу, а слёзы появились спустя некоторое время;
- стал вялым,
- потерял аппетит.
Раздражение – явный признак черепно-мозговой травмы. При таких симптомах незамедлительно отправляйтесь к врачу.
Если же малютка стал спокойным после падения, но через некоторое время на его голове образовалась не твёрдая шишка – обратитесь к доктору. Такая ситуация может свидетельствовать об ушибе головного мозга. Отрицательным проявлением также является учащение дыхания.
Действия по предотвращению очередного падения
Чтобы минимизировать риски получения травм, нужно организовать безопасную детскую зону.
Для этого рекомендуется придерживаться следующих советов:
- при необходимости выйти из комнаты уложите кроху в кроватку либо в манеж с высокими бортами;
- если вы спите вместе, то уложите кроху к стенке;
- если оставляете ребёнка в стульчике для кормления, пристегните его специальными ремнями;
- никогда не оставляйте малыша, которому уже исполнилось 6 месяцев, одного на диване или кровати.
Лучшее место для совместных игр – пол с мягким и чистым ковровым покрытием.
Заключение
Если грудничок упал, не поддавайтесь панике – оцените реакцию ребёнка, внимательно наблюдая за ним.
В большинстве случаев падение с дивана либо кровати не опасно, и не вызывает никаких неприятностей. Если вы заметили настораживающие признаки, обратитесь к врачу.
Источник: https://its-kids.ru/mladenets-upal-chto-delat.html
Системно-векторная психология. Ванька-встанька, или Почему мой ребенок все время падает
Чья бы сила тебя ни сгибала,Ни давила к земле тяжело, —Ты встаёшь, как ни в чём не бывало,Всем напастям и горю назло.Рождественский В. А.
Гиперактивное детство
Мама принесла малютку на прием к детскому неврологу. Пока идет разговор мамы и доктора, ответы на вопросы, малыш переворачивается со спины на живот.
Только два дня назад он освоил это серьезное для младенца движение – и вот теперь переворачивается «до упада», остановиться не может. Мама его на спину, чтобы врач посмотрел, он на живот, мама на спину, а он снова за свое.
И так все время приема. Невролог понаблюдал и спрашивает:
— Он у вас все время так?
— Да.
Далее последовал диагноз «гиперактивность» и медикаментозная терапия, состоящая из семи пунктов различных лекарств… Неужели активность ребенка надо лечить?
Дальше – в том же духе. Малыш подрастает, осваивает новые движения. Его не остановить, так и мелькает перед глазами: только что был здесь, уже – там. На прогулке за ним не угонишься: он не просто бежит, он «несется». Ну и падает, конечно, как без этого, с такими-то скоростями.
Подрос, но не изменился
Когда падает малыш, который только учится ходить, это воспринимается как норма.
Не страшно, когда иногда падает дошкольник или младший школьник – с кем не случается, ведь у них такие подвижные игры.
Но как быть, когда падает уже большой ребенок, который ростом почти с маму? И падает постоянно… Этот факт вызывает смешанные чувства. К беспокойству за его здоровье добавляются досада, недоумение.
Про таких говорят: «Упал на ровном месте». Тут же вскочил и снова побежал. Обычно не жалуется и не плачет, только потрет ушибленное место. Когда спрашиваешь, откуда очередной синяк или ссадина, начинает с недоумением разглядывать: «Не знаю…» Даже не заметил, как упал. Или «не вписался в поворот». Или снова «сел мимо скамейки». Или «сосчитал очередной угол»…
Ну почему он такой неосторожный? И когда же это закончится? Пора бы остепениться, что ли. Может, отдать его в шахматный кружок? Хоть там перестанет скакать: будет сидеть спокойно и думать. Правильно ли такое решение? На этот вопрос четко и аргументировано отвечает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Рождённый бегать, сидеть не может
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика каждого человека имеет заданные от рождения желания и свойства, группы которых называют векторами. Наши желания обычно определенны: нам хочется именно этого, а не чего-то другого. И если это наши врожденные желания, у нас есть все необходимые свойства, чтобы их реализовать.
Вёрткие, быстрые, подвижные, энергичные – это люди с кожным вектором. Жизнь такого ребенка наполнена движением, он просто не может остановиться. Такой кожный непоседа просто не в состоянии спокойно сидеть на месте, у него другая природа.
Кроме этого, люди с кожным вектором обладают особой гибкостью во всем. Например, идет такой человек в толпе людей, при этом ловко и виртуозно лавирует между чужими локтями и спинами – ни с одним не столкнется.
Такими природа создала их не случайно: благодаря врожденной активности и гибкости они реализуют свое желание быть первыми, чемпионами во всем – быстрее добиться цели, затратив минимум сил.
Только человека с кожным вектором отличает стремление к успеху, к имущественному и социальному превосходству. Именно кожные люди делают блестящую карьеру – они к этому стремятся, и они этого достигают.
Сопутствует достижению успеха и стремление к лидерству: кожный человек хочет получить одну из первых ролей в коллективе. Обладатель кожного вектора может стать лучшим организатором, управленцем. В потенциале. Как же реализовать этот потенциал?
Успех – лекарство от расхлябанности
Мы рождены, чтобы реализовать себя.
Звучит красиво, но как понять, в какой сфере себя проявлять? Как не пробовать все подряд, а ориентироваться на склонности человека? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы, так как раскрывает четко работающий механизм познания себя и других людей. А знание своих заданных от природы психических свойств позволяет определить свою миссию, найти любимое дело, в конечном счете, — реализовать себя в социуме и быть счастливым.
В случае, если ребенок не развивается в нужном направлении, его врожденные свойства все равно проявляются, но искаженным образом.
Тогда кожник, который имеет все шансы стать самым ловким, кто в потенциале может стать прекрасным танцором или достичь успеха в спорте, становится несуразным и расхлябанным человеком.
Он все время падает и натыкается на углы, собирает косяки, травмируя себя. И вместо того, чтобы на большой скорости двигаться вперед к цели, начинает суетиться и мельтешить впустую.
Поэтому важно дать верное направление развития ребенку, чтобы в полной мере реализовать его потенциал. А не пытаться подавить его природные желания или заменить их на другие, более «правильные» и значимые на наш взгляд. Поменять природу невозможно, но покалечить ребенка, самым негативным образом повлиять на его жизненный сценарий – легко.
Гимнаст или шахматист?
Итак, какую деятельность можно выбрать для кожного ребенка, чтобы развить его свойства? Из вышесказанного становится понятно, что такой ребенок не будет сидеть за шахматной доской, подолгу просчитывая ходы в партии. Но зато он может стать прекрасным танцором, гимнастом или спортсменом.
Как подобрать для кожного ребенка подходящую секцию или кружок? Критерием того, что выбор правильный, станет общее состояние ребенка – прекрасное настроение, счастливый вид и очевидные успехи в своем увлечении. Предоставьте ребенку выбор кружка в рамках свойств его психики.
Кроме этого, стоит позаботиться, чтобы ребенок смог проявить себя как лидер в коллективе сверстников. Это очень важно для ребенка с кожным вектором и мотивирует его еще больше. Достичь этого можно разными способами.
Стимулируйте активное участие ребенка в различных мероприятиях, в которых он может показать себя с лучшей стороны. В первую очередь, это различные спортивные игры, состязания, а также танцевальные конкурсы.
Поскольку в кожном ребенке живет дух соревновательности, участие в спортивных олимпиадах и конкурсах ему по душе и только еще больше развивает его таланты.
Навыки организатора можно проявить в презентациях различных проектов, подготовке детских праздников и других мероприятиях.
Поскольку для ребенка с кожным вектором очень важен статус, об этом надо позаботиться. Не забудьте оценить достижения ребенка полезными призами, ведь для маленького кожника очень важна и материальная поддержка его успешной деятельности. Именно кожные люди любят повторять: «Спасибо в карман не положишь».
Потребитель или изобретатель?
Кроме того, для ребенка с кожным вектором важны изменения, он любит все новое и передовое. Поэтому, если у такого ребенка будет самый современный планшет или смартфон, самая новая программа или игра, это наполняет его заданное от природы желание изменений, а также позволяет таким образом вызывать интерес сверстников.
Однако надо быть осторожным с этим. Ведь в потенциале ребенок с кожным вектором – это изобретатель. А в случае использования плодов чужого труда ребенок пока является лишь пассивным потребителем и пользователем.
Давая ребенку с кожным вектором возможность соприкоснуться с современными технологиями, надо побуждать его видеть суть этих процессов, происходящих сегодня в мире и меняющих этот мир. Его самого нужно учить логически думать, изобретать, конструировать.
Например, купить сложный конструктор или водить в интерактивный музей новых технологий.
Ведь такой ребенок, когда вырастет, может стать одним из участников процесса изменений, изобретая что-то совершенно новое или усовершенствуя уже существующее. В этом случае он уже не просто удовлетворяет свои потребности в новизне, а приносит пользу всем людям, изменяя жизнь в лучшую сторону.
Выбор есть
Дав ребенку правильное развитие в детстве, мы обеспечиваем фундамент для его реализации во взрослой жизни. И в этом случае он, как в эпиграфе к этой статье, после любого падения всегда сможет подняться и продолжить движение вперед. И Ванька-встанька в этом случае становится символом стойкости и воли к победе, а не суетливости и несуразности.
Как лучше развивать ребенка с кожным вектором, а также много другой интересной и важной информации о свойствах психики вас самих и ваших близких вы можете узнать уже на первых бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записаться можно по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/.
Елена Янушко, педагог-исследователь, писатель
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Источник: https://gorn.me/deti/vanka-vstanka-ili-pochemu-moj-rebenok-vse-vremja-padaet/
Диспраксия у детей: что это такое | Семейный доктор
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
автор публикации: детский врач-невролог корпуса клиники на Новослободской — Сущева Е.М.
Источник: https://familydoctor.ru/about/publications/nevrologiya/neuklyuzhiy_rebenok_ili_sindrom_dispraksii_u_detey_.html