Ребенок в год не ходит самостоятельно: причины, норма и отклонения, рекомендации педиатров
Многие современные мамочки проявляют излишнее беспокойство по поводу здоровья своего чада. Чаще всего такое поведение характерно для женщин, родивших первого малыша, не имеющих соответствующего опыта и практических знаний. Именно поэтому, если ребенок в год не хочет ходить самостоятельно, родители начинают волноваться, подозревая что-то неладное.
О нормах физического развития
На самом деле, в том, что ребенок в год не ходит самостоятельно, нет ничего страшного. Общепринятые еще с советских времен нормы в настоящее время полностью утратили свою актуальность. Нынешние педиатры все больше ориентируются на западные критерии развития. Советская педиатрия диктует примерно такие нормы физического развития детей в первые двенадцать месяцев жизни:
- способность удерживать головку – в месяц-полтора от рождения;
- самостоятельный переворот со спинки на животик – к возрасту трех месяцев;
- передвижение на коленках с опорой на ручки (ползание) – в полгода;
- самостоятельная ходьба – в год.
Теперь эти границы выглядят несколько иначе. Так, например, оптимальный возраст, когда младенец должен научиться совершать переворот со спины на животик, варьируется в пределах от трех до шести месяцев, а навык прямохождения и вовсе не имеет четких границ. В норме ребенок может пойти, начиная с девяти-десяти месяцев и до полутора лет.
Согласно среднестатистическим данным, здоровый малыш пробует стоять с поддержкой к семи–девяти месяцам, а к десяти-двенадцати начинает самостоятельно передвигаться без поддержки. Важно помнить, что отсутствие желания ходить после первого года жизни не считается признаком патологических отклонений в развитии малыша.
Распространенные причины
Как правило, врожденные патологии развития исключаются на первых месяцах жизни ребенка.
Мама с малышом в обязательном порядке проходит обследование у детских специалистов, а также находится под постоянным наблюдением участкового педиатра.
Современные врачи выделяют несколько распространенных причин, которые должен знать обеспокоенных родитель, из-за которых вполне здоровый ребенок упорно отказывается ходить самостоятельно после двенадцати месяцев.
Избыточный вес
Повышенная нагрузка на костно-мышечный скелет значительно снижает способность малыша к самостоятельному передвижению. Многие мамочки замечают отсутствие желания у пухленьких малышей вставать и ходить без помощи родителей.
Недостаточная готовность позвоночника и мышц детского организма
Дело в том, что каждый ребенок растет и развивается по своему индивидуальному плану. И если одни дети готовы к самостоятельному вертикальному передвижению уже к девяти месяцам, другим требуется гораздо больше времени, чтобы окрепнуть и приобрести достаточное количество силы.
Уровень активности ребенка
Не стоит забывать о темпераменте и особенностях характера чада. От рождения подвижные дети зачастую опережают в развитии своих сверстников. Поэтому важно оценивать характер малыша.
Генетическая предрасположенность
Наследственность играет не последнюю роль в формировании физиологии и личности ребенка. Допустим, отец малыша сам пошел после годовалого возраста. Тогда не стоит удивляться тому, что его ребенок не торопится делать первые самостоятельные шаги.
Нередки случаи, когда вполне активный самостоятельный малыш после первой неудачной попытки вертикального передвижения, боится повторить прошлый опыт, опасаясь падения. Вполне очевидная причина, почему ребенку в год боится ходить самостоятельно. В данном случае основным ограничением становится страх.
Он уже приобрел опыт падения, почувствовал боль, и попросту проявляет осторожность. Кроме того, отсутствие желания ходить часто связывают с ленью.
Ребенок избирает для себя наиболее простой и привычный способ передвижения, сознательно понимая, что стоять и ходить ногами намного сложнее, чем передвигаться ползком.
Патологические причины
Гадать о причинах необычного поведения малыша можно долго. И не всегда они безобидны. Например, если ребенок в 3 года не ходит самостоятельно, педиатр наблюдает у пациента выраженные патологические изменения. Среди наиболее вероятных причин можно отметить такие:
- Мышечная дистония, выражающаяся в нарушении двигательной активности и отклонении в развитии тонуса мышц. Подобная патология влияет не только на способность и желание ребенка к вертикальному способу передвижения, но и вызывает расстройство иных двигательных навыков.
- Слабость костно-мышечного скелета может рассматриваться и как неготовность организма к приобретению новых навыков, и как отдельный патологический процесс. Среди детских заболеваний, характеризующихся поражением, деформацией, либо недоразвитостью костно-мышечного скелета стоит обратить внимание на такие болезни, как: плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и рахит. Особого внимания требует врожденный церебральный паралич (ДЦП). Данные болезни могут быть причинами, почему ребенок в 2 года не ходит самостоятельно. Важно отметить, что любая из перечисленных патологий в развитии может стать препятствием к обретению малышом новых навыков, в частности навыка прямохождения.
Использование ходунков
По мнению многих педиатров, неврологов и ортопедов, это наиболее частая причина, почему ребенок в год не ходит самостоятельно. С появлением на рынке детских товаров новых приспособлений, ходунки стали своего рода «спасательным кругом» для большинства мамочек. Разумеется, преимущества использования ходунков не стоит недооценивать, однако, и увлекаться их применением нежелательно.
Среди явных достоинств этого приспособления лидирующее место занимает — создание комфортных и безопасных условий передвижения малыша в пространстве.
Действительно, ходунки – это отличный способ обезопасить ребенка от возможных падений, острых углов, электроприборов и розеток.
А кроме того, у женщины появляется свободное время, когда она может заниматься делами по дому, не беспокоясь о безопасности малыша.
Большинство мамочек также уверены в том, что поместив ребенка в ходунки, они способствуют развитию у него навыка вертикального передвижения.
Так ли это на самом деле? Известный детский доктор Комаровский Евгений Олегович с абсолютной уверенностью заявляет, что ходунки — это в первую очередь польза для родителей, нежели для их маленького ребенка.
опасность кроется в постоянном использовании этого приспособления, когда ребенок находится в ходунках весь период бодрствования, не имея возможности двигаться самостоятельно. Причем чем раньше малыша усаживают в ходунки, тем хуже это сказывается на его развитии. Поэтому ребенок в год не ходит самостоятельно.
Прежде, чем научиться прямохождению без поддержки, малыш должен освоить предыдущие двигательные навыки в строго заложенной природой последовательности. Таким образом его организм готовится к освоению техники ходьбы.
Не зря большинство педиатров не советует присаживать малыша ранее полугода, пока его скелет и мышцы не окрепнут в достаточной степени. То же самое касается и вертикального положения.
Ранняя пересадка в ходунки значительно увеличивает нагрузку на скелет, в частности на позвоночник, тогда как ползание способствует укреплению мышц спины и конечностей. Впоследствии это позволяет перейти к освоению новых двигательных навыков с минимальной нагрузкой на позвоночник.
Помимо этого, злоупотребление ходунками приводит к искривлению ножек. Происходит это вследствие неправильного положения стопы. Находясь в ходунках, ребенок лишается возможности наступать ножками полностью.
Как правило, при передвижении он отталкивается внешней стороной стопы, что при длительной практике приводит к формированию неправильного навыка хождения.
И если для мальчика это не так страшно, то для девочки перспектива приобретения кривых ног нежелательна.
В качестве альтернативного способа безопасного передвижения малыша рекомендуется использовать манеж. Так вы сможете не только обезопасить свое чадо, но и предоставить ему возможность свободно стоять и передвигаться с поддержкой, а также сделать первые шаги без помощи взрослых.
Как научить ребенка в год ходить самостоятельно?
Начинать предпочтительнее с отработки навыка ползания. Это первоначальный этап освоения сложных двигательных навыков, позволяющий ребенку научиться свободно и относительно безопасно передвигаться в пространстве, а также натренировать и укрепить костно-мышечный скелет.
Если ребенок в год не ходит самостоятельно по причине страха перед повторным падением, приветствуйте новые попытки малыша встать на ножки и пойти спокойно и ненавязчиво. Поощряйте малыша ласковыми словами, но ни в коем случае не заставляйте передвигаться насильно. Покажите на собственном примере, как это здорово ходить самому.
Держите в голове главное правило! Всему свое время. Если ребенок в год не ходит самостоятельно, не нужно его заставлять. О готовности малыша к прямохождению указывают следующие особенности его поведения:
- Ребенок подолгу стоит на ножках, держась за бортик кроватки или манежа.
- Малыш самостоятельно переступает в манеже или кроватке.
- Ребенку с легкостью удается принимать сидячее положение из положения стоя.
- Ребенок уже предпринимает попытки ходить, но делает это по-своему (на носочках или ползая на коленках).
Советы педиатров
Не стоит паниковать, если ребенок в год и месяц не ходит самостоятельно. Крайне важно в обучении – создать комфортные условия. Малыш не должен скользить на поверхности пола. Линолеум и плитка – не самые подходящие поверхности. Предпочтительнее, если малыш будет учиться ходить на ковровом покрытии. Не забывайте про опасность и последствия падения.
Если ребенок часто падает, плачет и нервничает, помогите ему в обучении ходьбе старым испытанным нашими бабушками способом. Для этого достаточно смоделировать специальное приспособление по типу «вожжей» из скрученной простыни и пропустить его под мышками малыша.
И никогда не останавливайтесь на достигнутом. Если чадо уже научилось самостоятельно передвигаться, переходите к следующему этапу — преодолению препятствий. Помимо естественных, можно создавать препятствия для преодоления в игровой форме, например, раскладывать на пути малыша кубики и другие игрушки. Главное, чтобы он не поранился и не ушибся в случае падения.
И еще один важный момент. Не нужно запрещать ребенку ходить босиком, если в квартире нормальная температура и нет сквозняков. По мнению большинства педиатров и ортопедов, хождение без обуви способствует правильному формированию детской стопы, исключая риск развития плоскостопия.
Источник: https://FB.ru/article/393681/rebenok-v-god-ne-hodit-samostoyatelno-prichinyi-norma-i-otkloneniya-rekomendatsii-pediatrov
Ребенок не хочет ходить сам: как научить?
Навык прямохождения — один из самых важных для маленького человека. И всем родителям хочется, чтобы он освоил его как можно быстрей.
При этом довольно частым вопросом к консультантам по раннему развитию остается: «Что делать, если ребенок не хочет ходить. Как его этому научить».
Начнем с того, что подстегивать ходьбу и стимулировать шаги, когда к этому еще не готов его позвоночник не нужно. Этот навык формируется автоматически в тот момент, когда организм готов к этому.
Поэтому сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок уже довольно бодро ходит самостоятельно дома, но при этом категорически отказывается вставать на ноги на улице. Он кричит, капризничает и просится на руки.
Каковы причины происходящего и что с ними делать, вот об этом сегодня и пойдет речь.
Развитие через движение
Ребенок развивается через движение.
Основное развитие головного мозга, межполушарных связей, если мы хотим, чтобы ребенок был успешен в учебе, чтобы ему легко давались письмо и чтение, чтобы у него был красивый и четкий почерк — это все движение.
Поэтому для ребенка очень важно много ходить, бегать, учится спрыгивать, залезать, подниматься по лестнице.
Если он еще не хочет ходить, то ему нужно давать возможность много ползать, потому что ползание — это прекрасный тренажер межполушарных связей. Этот период нельзя торопить, нельзя стараться ускорить, пускай он ползает столько, столько ему требуется.
Как помочь малышу быстрее поползти и об особенностях его развития до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Главные враги развития
Почему современные дети все чаще отказываются ходить на улице?
Главными врагами естественного развития являются многочисленные мамины «помощники». Когда вы используете ходунки, прыгунки, манежи, коляски, велосипеды с ручкой.
При использовании этих средств ребенок никак не задействован в движении, он просто сидит, а мама его катит. Естественно, в такой ситуации у него нет никакой мотивации для того, чтобы взять и пойти.
Напротив, он как царь на маленьком троне, пальцем указывает, куда ему нужно и мама поворачивает в ту сторону.
Как стимулировать ребенка к ходьбе
Уже с 8–9 месяцев нужно начинать гулять с бодрствующим ребенком. Чтобы он смотрел, что есть более взрослые детки, которые бегают сами, что гуляют кошки и собаки, бегают птички, что весь мир вокруг находится в движении.
Так он получает более полную информацию об окружающем мире.
Дальше, когда мы видим, что ребенок освоился с ходьбой и у него начало получится, ему пора купить первую обувь. Подробнее в статье Первая обувь для малыша>>>
Важно! На первом этапе надевать ботиночки или сандалии нужно дома, чтобы он привык к новым ощущениям. Потому что ходить босиком и в обуви – это не совсем одно и то же.
И когда ребенок познакомился с обувью, то пора стимулировать ребенка к самостоятельному хождению. Для этого мы сознательно достаем его из коляски и даем возможность походить.
Часто мамы чередуют катание в коляске и ходьбу. Немного покатали, потом поставили на ножки. Пусть он пройдет 5, 10 шагов, но это будет весомый вклад в его развитие.
Чтобы придать ребенку уверенности, позвольте ему держаться за коляску, дайте возможность ходить на площадке вдоль лавочки, около турника, это все будет идти на пользу.
Не нужно давить на него сверх меры, пускай ходит столько, сколько хочет. Ориентируйтесь на возможности ребенка.
Как правильно гулять с ребенком на улице и научить его следовать за вами, а не убегать, смотрите в интернет-курсе Внимание: прогулка!>>>
Развитие навыка ходьбы
Главный принцип, если мы хотим, чтобы ребенок ходил на прогулке много, бодро и хорошо – это капля камень точит.
Постепенно нужно начинать пробовать выходить на короткие прогулочки без коляски. Мы понимаем, что часть дороги будет идти сам ребенок, но как только мы увидим первые признаки усталости, то сразу берем на руки.
Это очень важный момент, мы не доводим до слез, чтобы ребенок понял: «Я начинаю плакать — мама хватает меня на руки».
Наоборот, как только пропадает первый интерес от совершаемых действий, сразу берем ребенка на руки, хвалим, обсуждаем успехи, а после паузы снова опускаем на землю.
Короткими перебежками добираемся до детской площадки. Здесь ребенка носить не нужно, от горки до песочницы он доберется сам. Поэтому родители только наблюдают, помогают и оберегают от падений.
Важно! Если вы видите признаки усталости — это повод не таскать его на руках по площадке, а взять за руку и увезти домой.
Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-ne-hochet-hodit-sam-2