Ребенок не реагирует на звук, почему такое может быть?

Ребенок не реагирует на звук,  почему такое может быть?

Ребенок боится громких звуков, или Мама, подари мне тишину

Ребенок не реагирует на звук,  почему такое может быть?

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше.

Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет.

Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте здесь.

Не кричите громко, я все слышу

Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.

Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите — он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно.

Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения.

Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, — закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом — почему он стал бояться громких звуков?

Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым.

Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить.

Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.

А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.

Почему гений растет в тишине

Таких детишек, для которых самое комфортное состояние — тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему.

Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему».

Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.

Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход — это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.

Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне — слуховому сенсору.

Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его.

Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто — способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.

Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще — и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.

Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:

— говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;— включайте негромко, фоном, классическую музыку;— отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;— никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;— не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;

— дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.

Что делать, если малыш боится громких звуков

Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и узнать все его тайны.

«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»
Татьяна Ф., учитель английского языка, Санкт-Петербург

«…Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном.

На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости, заикания не слышу, его нет!!!

И с учебой наладилось, идем на результаты «четыре» в четверти по русскому языку, остальные предметы на «пять»!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос.

Нет, не просто подрос! Просто — системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

Вопрос, почему ребенок боится громких звуков, перестанет вас беспокоить, а процесс воспитания станет приносить удовольствие и радость. Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.

Автор Ирина Серова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/rebenok-boitsya-gromkix-zvukov-ili-mama-podari-mne-tishinu/

Ребенок боится громких звуков и шума: причины страха и советы психолога

Ребенок не реагирует на звук,  почему такое может быть?

Конечно, слишком острая реакция на любой более-менее громкий звук может быть спровоцирована определенными заболеваниями, однако не спешите паниковать: страх внезапных шумов – это естественно для малышей.

Интересно! Некоторые дети, у которых слишком шумные соседи, даже засыпают под шум дрели!

Если вы заметили, что ребенок боится громких звуков и шума, хотя раньше такого не было – это повод начать беспокоиться и попытаться разобраться, что же спровоцировало внезапный страх.

Основные причины возникновения страха

Итак, почему ребенок боится громких звуков:

  • Слишком чувствительный ребенок;

Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.

Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.

  • Заболевания, связанные с ушами;

Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.

  • Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.

Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.

Возрастные особенности страха

Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими  бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)

Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это — агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.

Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.

Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.

  1. Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
  2. Громкие голоса, ругань, крики;
  3. Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
  4. Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
  5. Салюты, петарды;
  6. Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
  7. Жужжание насекомых;
  8. Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
  9. Гром;
  10. Собачий лай и другие голоса животных.

И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.

Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>

Советы психолога: как справится со страхом громкого шума

Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.

Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?

  • Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
  • Поиграйте в ролевую сказку:

Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»

  • Сходите в лес и покричите;

Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это — в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.

  • Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;

Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.

  • Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;

Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.

  • Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;

Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.

  • Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном>>>);

Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.

  • Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте. Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!

Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.

Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная!>>>

Когда вы являетесь опорой и авторитетом своему ребенку, ему будет в разы легче поверить вашим объяснениям и примерам.

Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-boitsya-gromkih-zvukov

Все о слухе новорожденных: когда дети начинают слышать и реагировать на звуки

Ребенок не реагирует на звук,  почему такое может быть?

Многих родителей начинает беспокоить, когда их малыш не просыпается от сильного шума, не отвлекается на внешние раздражители во время бодрствования. В большинстве случаев это нормально и обусловлено особенностями физиологии маленького человечка.

Проверка слуха

Причиной этого могут быть и серьезные проблемы со здоровьем. Сколько детей обычно имеют проблемы со слухом? По статистике, в среднем 15 из 1000 новорожденных имеют трудности с тем, чтобы слышать окружающий мир. Некоторые из поражений слуха настолько тяжелые, что приходится покупать слуховой аппарат.

В связи с этим нужно понимать, когда новорожденный начинает слышать, и какие есть физиологические особенности слуха у новорожденного.

Физиологические особенности

Когда у новорожденных появляется слух? В первые 2-3 дня после рождения младенец почти ничего не слышит из-за нахождения в его внутреннем ухе околоплодной жидкости. Вообще способность малыша распознавать звуки формируется еще во внутриутробном периоде.

В целом, младенец не нуждается в абсолютной тишине при засыпании, поскольку в животике мамы постоянно слышал звуки окружающих органов. Кроха может не реагировать на достаточно сильные монотонные шумы, но резкие громкие звуки могут его напугать.

Фото новорожденного

Важно! Особенность, которую имеет слух у новорожденного ребенка, в том, что он может одинаково слышать и во время сна, и в период бодрствования.

На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник.

В 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону звука и способен узнавать маму по голосу. Когда он ее слышит, успокаивается, а также умеет понимать интонацию и прислушиваться к тембру разных людей.

Уже с первых дней жизни полезно давать крохе слушать детские песни, стихи, сказки. Также можно комментировать свои действия. Благодаря этому ребенок быстрее запомнит названия предметов и их предназначения, а также такие разговоры способны укрепить отношения между дитем и матерью.

Возраст первого услышанного звука

Когда ребенок начинает слышать? Впервые малыш становится способным распознавать звуки на 16-17 неделе беременности. К 20-й неделе процесс формирования слуховой системы полностью заканчивается. Начиная с этого времени, можно разговаривать с малышом. Некоторые мамы считают это бесполезным занятием, но общение в утробе помогает подготовиться к появлению на свет сына или дочки.

Когда ребенок начинает говорить

Плод способен понимать звуки, громкость которых превышает 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает эти звуки, но это не мешает крохе.

Интересно! Лучше всего ребенок во внутриутробном периоде понимает низкие звуки, в частности, мужские голоса. Поэтому желательно, чтобы с младенцем общался папа.

Как реагирует на звук новорожденный

Когда ребенок начинает ползать

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.

скрининг младенца

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Проверка слуха

Когда ребенок начинает сидеть

Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики.

Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу.

Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.

Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.

Младенец прислушивается

Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.

Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом. Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах.

Кроха затыкает уши

Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:

  1. В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
  2. Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
  3. Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
  4. Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
  5. Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
  6. Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
  7. Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
  8. Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
  9. Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
  10. Способен ли говорить простейшие слова в год?

Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.

Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40  см, в то время как слышат они достаточно неплохо.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Сенсоневральные нарушения обычно имеют необратимый характер, поскольку они развиваются вследствие наследственных заболеваний, инфекций во время беременности, токсикозов, использования некоторых видов антибиотиков, травм, недоношенности и др. Современная медицина восстановить функции уха в этом случае не может.

Когда обращаться к врачу

Как только появляются сомнения, лучше обратиться к врачу. Если нарушения слуха имеют место быть, то своевременно начатое лечение является гарантией хорошего результата. Многие родители боятся обращаться к врачу, чтобы не услышать плохой диагноз. Не стоит переживать, потому что новости могут оказаться значительно лучше, чем родитель ожидал.

Обращаться к врачу нужно, если годовалый ребенок:

  1. Не замечает, что кто-то говорит за пределами области зрения.
  2. Кроха часто переспрашивает.
  3. Ребенок уделяет чрезмерное внимание мимике взрослого.
  4. Очень громко включает телевизор.
  5. Не слышит голос по телефону.

Как правило, проблема решается покупкой качественного слухового аппарата. Здесь главное – не упустить время. Чем раньше он будет куплен, тем лучше ребенок будет адаптироваться к социуму.

Итак, ответ на вопрос, слышат ли новорожденные дети, понятен. В первые два-три дня – нет. Потом, если они не реагируют на громкие звуки, голос взрослых, это реальная проблема.

Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-slyshat.html

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Ребенок не реагирует на звук,  почему такое может быть?

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка.

Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха.

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук.

Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока.

Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания.

Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.



Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narushenie-fonematicheskogo-sluha

Когда начинает слышать новорожденный: мешают ли ему звуки

Ребенок не реагирует на звук,  почему такое может быть?

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок – часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам – когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе.

В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения.

Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны)  к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  1. Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  2. Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  3. Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  4. Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  5. Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  1. Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  2. Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом. Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух – такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных – простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Источник: https://its-kids.ru/kogda-nachinaet-slyshat-novorozhdennyj.html

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: