«В 1,5 года рассказывала Чуковского наизусть». Как разговорить ребенка – личный опыт
«А ваш ребенок сколько слов уже говорит?» — такие вопросы часто можно услышать на детской площадке. Тема актуальная, особенно для тех родителей, чьи дети в год-полтора по-прежнему не говорят.
Минчанка Вероника Гришкова поделилась с Ребенок.BY своим опытом общения с детьми. Секрет их «болтливости», по ее мнению, не только в генетике, но и в умении родителей «разговорить» своего ребенка.
Мои дети заговорили довольно рано — около года.
Изначально, когда все удивлялись дочери, рассказывающей в полтора года наизусть сказки Чуковского целиком, я списывала её достижения на особую любовь к книгам (их Алёнка буквально заставляла читать по 4-5 часов, заходясь в плаче, если я закрою книгу).
Но когда в год заговорил младший сын, который к литературе «дышал» ровно, знакомые стали уточнять, «чем же я их кормлю».
Поразмыслив, я всё же смогла сформулировать 9 способов, которыми я регулярно «разговаривала» своих малышей.
1. Разговаривайте с ребёнком
Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: «Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ветерок.Смотри! Там пробежала собачка…»
Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.
Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.
Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:
Дети из неблагополучных семей слышат 600 слов в час, малыши из рабочей среды — 900, а богатые родители произносили до 1500 слов.
Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных — 525.
2. Следите за реакцией ребёнка на вашу речь
Главный урок исследователей в области развития речи последнего десятилетия: задача не впихнуть в уши ребёнка как можно больше слов, а в том, чтобы следить за реакцией на слова и соответствующим образом на них отвечать.
Многие мамы замечают, что малыш может в секунду изменить настроение, если увидит перемены на лице взрослого.
Если вы улыбаетесь ребёнку, то и он в ответ будет радоваться, но как только лицо родителя становится гневным, малыш начинает удивляться, а потом и вовсе плакать. Таким образом, зарождается первая коммуникация. В дальнейшем малыш будет гулить в ответ на ваши слова.
Чем чаще он будет видеть ответную реакцию, тем выше его интерес к коммуникации.
К таким выводам пришла американская исследовательница Катрин Тамис-Лемонда из Нью-Йоркского университета. Она записывала игры тысяч матерей и детей с девяти месяцев, а затем отслеживала дальнейшее речевое развитие малышей.
Интересно, что мамы реагируют в среднем на 60% запросов на внимание ребёнка. И от этого напрямую зависит скорость освоения речи малышом.
Так, дети, которым мамы отвечали быстро и часто, на полгода опережали сверстников.
3. «Читайте детям не нотации, а книги»
Сказал известный писатель, сценарист, автор десятков детских книг и мультиков Григорий Остер. И на такое мнение он имеет право не только в силу талантов и возраста, но и опыта — у самого пятеро детей и уже полно внуков.
Я читаю детям с 4-5 месяцев, когда они перестают спать, а хотят внимания. Как только устаю говорить, сразу берусь за книгу.
И делаю верно по мнению учёных из Вашингтонского университета. Их исследование, которое вышло в авторитетном журнале Pediatrics в 2007 году, вызвало настоящий скандал в США.
Специалисты пришли к выводам, что младенцы, которые смотрят образовательные видеоматериалы, обладают значительно меньшим запасом слов, нежели сверстники.
Оказалось, что проблема в артикуляции и мимике. Для малыша важно видеть лицо говорящего и даже чувствовать вибрации тела в процессе произношения слов, чтобы усвоить слова.
То есть до момента, пока ребёнок не начнёт говорить, ему важнее услышать голос реального человека, чем запись на видео- или аудионосителе.
4. Пойте!
Я часто шутила, что моя дочь думает, что живёт в индийском фильме. Вокруг все поют и даже приплясывают. Так вышло случайно.
Я попросила родственников, чтобы они тоже говорили с малышами так часто, как могут. Если нет желания или не знают, о чём разговаривать с младенцем, то можно просто петь. Это дало неожиданный эффект.
Взрослым оказалось проще напевать что-то, чем говорить ни о чём.
В итоге, дочь в полтора года знала два десятка песен, а сын и вовсе сначала запел, а потом заговорил.
5. Дайте возможность малышу побольше общаться
Те же исследования, которые проводили учёные Вашингтонского университета показали, что малышам для усвоения слова в идеале нужно услышать его в речи минимум троих взрослых.
Конечно, есть исключения из правил. Но если есть возможность увеличить число коммуникаций ребёнка, это, безусловно, пойдёт ему на пользу (да и у мамы появится время отдохнуть).
6. Слушайте ребёнка
Очень часто ко мне приходят мамы с детьми, уверенные, что их малыши не говорят. В процессе игры я слышу иногда не только слова, но и предложения!
Просто они произносят их невнятно, пропуская буквы или вовсе называя предметы по-своему.
Очень важно вовремя «услышать» речь своего ребёнка, отреагировать на неё и похвалить за коммуникацию. Это поможет младенцу понять, что это не просто звуки у него вырвались, — вы его понимаете.
Как уже отмечалось, реакция для развития речи имеет во многом определяющее значение.
Так, моя дочь в 7 месяцев на бабочку уверенно говорила «Бай», а на пальцы «Пай». Я поддержала её, плюс повторяла правильные названия. Через месяц эти слова она произносила правильно, и они стали одними из первых в её словаре.
7. Читайте потешки, учите звукоподражанию
Потешки известны так давно, что многие из нас даже не задумываются, что эти игры — часть обучения ребёнка речи. «Сорока-ворона», «Куй, куй, ковалёк», «Ладушки» и т.д.
При желании в интернете можно найти сейчас такие небольшие незамысловатые стишки на все случаи жизни.
Для этих целей можно использовать и известные стихи. Умываемся — «Моем, моем трубочиста», просыпаемся — «Вставай, вставай, штанишки надевай». Ребёнок со временем ассоциирует эти слова с конкретными действиями и сам начинает говорить потешки при определённых действиях.
Со звукоподражанием ещё проще — пчёлка жужжит «ЖЖЖ», змея шипит «ШШШ». Эти простые, на наш взгляд звуки, целый новый мир для малыша, который осознаёт, что существует коммуникация разных уровней.
8. «Ум ребёнка – на кончиках пальцев»
Это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Этот же постулат один из основных в методиках Марии Монтессори.
Сенсорные коробки, разнообразные ленточки и лоскутки, всевозможные поверхности. Давайте ребёнку потрогать абсолютно всё.
В руке — огромное количество нервных окончаний. Они передают знания в мозг, где информация перерабатывается и сопоставляется с данными рецепторов — зрения, слуха и обоняния.
И только после анализа (обсасывания, облизывания, ощупывания) в сознании малыша складывается целостное представление о предмете, его свойствах и качестве.
Если образ подкрепится словесной оболочной — «стол», «стул», «мячик», то малыш сможет усвоить и название в сочетании с общим образом.
То есть чем больше возможностей у ребёнка изучить мир, тем быстрее он его осознает и сможет «назвать» его части своими именами.
9. Почаще берите ребёнка на руки!
Этот совет из книги Масару Ибуки «После трёх уже поздно» разделяю полностью.
Подверждает его и научный эксперимент, проведённый доктором Гарри Харлоу, руководителем центра по исследования приматов в университете штата Висконсин.
Он заменил новорождённому детёнышу обезьяны маму куклами. Одна была сделана в форме цилиндра из проволоки, а вторая — из ткани. У «мам» была бутылочка с молоком, каждая раскачивалась из стороны в сторону. В итоге малыш выбрал тряпичную «маму» и отвечал на её движения.
Доктор Харлоу пришёл к выводу, что детёныш искал нечто мягкое, тёплое и подвижное.
То есть нежность, с которой мама держит на руках своего ребенка, так же важна для его эмоционального состояния, как молоко для его физического здоровья.
Источник: https://rebenok.by/articles/stature/early/24419-v-15-goda-rasskazyvala-chukovskogo-naizust-kak-razgovorit-rebenka--lichny-opyt.html
Ребенок в 1.5 года не разговаривает: сколько слов должен говорить малыш
Ребенок не говорит в 1,5 года. Если вас это беспокоит, давайте побеседуем на эту тему. Разберемся, что должен говорить ребенок в полтора года и какие действия следует предпринимать, если он в этом возрасте не разговаривает.
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
В возрасте от года до полутора лет у детей начинает формироваться активная словесная речь. И хотя у каждого ребенка эти сроки индивидуальны, существуют среднестатистические данные речевого развития дошкольников.
Они служат ориентиром и для родителей, и для врачей. Чтобы не беспокоились, либо не пускали этот процесс на самотек родители. Чтобы своевременно диагностировали и назначали лечение специалисты.
В таблице ниже приведены сведения по формированию речи детей дошкольного возраста:
Итак, сколько слов должен говорить ребенок в 1,5 года?
От 15-20 слов до 40-50. Это и их сокращенные версии (бу — бусы, ми — мишка), и звукоподражания (бе-бе, гав-гав). К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 200-300 слов.
Пассивный же словарь, состоящий из слов понятных, но еще не выговариваемых, намного больше. Это и цвета, и части тела, и игрушки, и много чего еще, что можно принести, показать, а также посильные слова-поручения (убери за собой, помоги сестренке).
После полутора лет идет стремительное увеличение активного словаря ребенка вместе с изменением грамматики. Это явление имеет свое название — «лексический взрыв».
Слова могут быть интерпретированы (укама — руками), либо многозначны (бух — падать, прыгать). С полутора лет начинает оформляться фразовая речь, когда складываются двухсловные предложения (я пать — я пошла спать, мама ку — мама кушает). К двум годам предложения уже состоят из 3-4 слов.
У каждого ребенка свой темп. Один в два года читает наизусть К. Чуковского, другой медленно, но верно, постигает премудрости языка, будучи при этом активным и жизнерадостным.
А бывает и такое: ребенок молчит до 1,5-2 лет, а потом начинает говорить, не умолкая, днями напролет.
Стоит ли беспокоиться
Если в полтора года ребенок не говорит, в его словарном запасе нет лепетных и звукоподражательных слов, и особенно, если при его вынашивании, рождении или в младенческом возрасте были какие-то отклонения, в этом случае проведение комплексного обследования необходимо.
Такой малыш может не отзываться на свое имя, быть замкнутым, агрессивным. У него могут быть нарушения в координации движений, в работе пальчиков рук.
Если ребенок не откликается на обращенную к нему речь, не реагирует на голоса людей, звуки окружающей среды, то ему необходима помощь врача-сурдолога. На развитии речи отрицательно сказывается не только снижение слуха, но также и зрения.
Если физиологические причины молчания вашего ребенка исключены, то дело за вами. Что следует предпринять, об этом чуть позже.
Все-таки не помешает знать, какие причины приводят к задержке речевого развития.
Что оказывает влияние на формирование речи у детей
Развитие ребенка, в том числе и речевое, процесс очень сложный. На него оказывают влияние и экологическая обстановка, и социальная среда, в которой находится ребенок, и семейный уклад.
Но давайте о причинах того, что в полтора года ребенок не говорит, по порядку:
- Наследственность. Если в семье были случаи поздней речи, то есть вероятность ее унаследовать.
- Пол ребенка. Мальчишки могут начать говорить позже своих сверстниц, но зато потом сразу предложениями.
- Темперамент малыша. Детки-интроверты, не очень склонные к взаимодействию с другими, тоже не спешат разговаривать.
- Недостаточное общение. Ребенку необходима постоянная эмоциональная связь с близкими. Ему надо слышать мамин голос, видеть ее лицо, ощущать ее прикосновения, откликаться на душевное тепло. Малыш чувствами познает окружающий мир и отзывается в ответ первыми звуками и словами, движениями, улыбкой и смехом. Дефицит общения влечет за собой речевые проблемы.
- Родительская гиперопека и гиперконтроль. «Не трогай», «не бери», «не ходи туда», «нельзя» — эти запреты, делающиеся, безусловно, с благими намерениями, блокируют такое естественное желание ребенка познавать окружающий мир. Задержка речи в этом случае — ожидаемое явление.
- Чрезмерная информационная нагрузка. Стремление научить малыша всему и сразу, чтобы до школы у него была пройдена программа начальных классов, перегружает детскую психику и может негативно сказаться на развитии речи. Не отнимайте у него детство с песочницей, творчеством во всем его многообразии, общением со сверстниками. Пусть ребенок развивается гармонично в соответствии со своим природным ритмом, его организм ответит на это повышенными возможностями и способностями.
- Нежелание учиться говорить. Оно возникает тогда, когда взрослые стараются обеспечить малышу полный комфорт и выполняют все его просьбы, не побуждая при этом выражать их словами. Пропадает мотивация: все и так хорошо.
- Влияние стресса. Скандалы, ссоры, даже тихая неприязнь родителей друг к другу сказываются отрицательно на психике ребенка и, как следствие, на его развитии. Ведь для маленького человека мама и папа — это его мир.
Как можно помочь малышу заговорить
Так что же делать, если ребенок в 1,5 года не говорит? Наш совет — больше качественного общения!
А это значит:
- чаще обращайтесь к малышу по имени;
- разговаривайте много, озвучивая все свои действия;
- вовлекайте в диалог ребенка, создавая ситуации, задавая вопросы, обращаясь с поручениями;
- показывайте и называйте предметы быта, части тела, комментируйте происходящие вокруг события;
- расскажите о новой игрушке, включив фантазию (Это кукла. Знаешь, как ее зовут? Посмотри, какие у нее красивые волосы и шикарное розовое платье. Сейчас она расскажет тебе о том, как она танцевала на балу. Хочешь?);
- играйте в совместные игры и не молчите;
- притворитесь незнайкой и спросите, показывая на мяч: «Это — кубик?»;
- читайте книжки, рассматривайте яркие картинки, проявляйте интерес (как облизывается волк и убегает зайчик; где у лисы хвост, а у ежа иголки; как улыбается солнышко и плачет дождик; как цокает лошадка и рычит тигр);
- пойте колыбельные;
- тренируйте пальчики; для этого закручивайте крышки, сортируйте макароны, перебирайте крупу, рисуйте, лепите, стройте пирамидки, делайте поделки из шишек, желудей, камушков, каштанов;
- гуляйте на природе, наблюдайте за насекомыми, слушайте, как поют птицы, любуйтесь цветами.
Используйте благодатное время
Период от полутора до двух лет в жизни ребенка по праву можно считать плодоносным для речевого развития. Уделяя много времени и внимания своему малышу, активно и с удовольствием с ним занимаясь, можно получить желаемые плоды.
А выглядеть они могут по-разному: как лексический взрыв, речевая лавина, словесный водопад.
Как ваш влюбленный взгляд, когда малыш декламирует «У лукоморья», еще плохо понимая смысл слов, но уже пробуя себя в роли мастера публичных выступлений.
Ребенок в 1.5 года не разговаривает: сколько слов должен говорить малыш Ссылка на основную публикацию
Источник: https://KakGovorit.ru/rebenok-ne-govorit-v-1-5-goda
Ребенок не разговаривает в 2 года – советы доктора Комаровского
Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.
Когда ребенок должен начать разговаривать
Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.
- К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
- В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
- В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
- К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.
Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины
Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.
Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:
- Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи. - Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
- Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
- Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
- Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
- Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
- Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.
В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.
Основные тезисы:
- По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
- Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
- В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.
Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.
В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.
Что делать, если ребенок не говорит
Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.
Обследования
- Обследование у ЛОРа
Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит. - Консультация неврологаНеврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых.
Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить• Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых• Какими навыками и умениями он обладает сейчас.
Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.
- Консультация логопедаЛогопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:• которая уздечка
• гипотонус лицевых мышц и языка.
- Консультация детского психолога
Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.
Советы доктора Комаровского
- Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
- Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
- Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
- Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
- Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
- Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.
Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»
- Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.«Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
- Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
- Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!– А я так умею тоже! –Маме говорит Сережа.Губы трубочкой свернулИ вперед как потянул!– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
- Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.
***Серый волк под старой елкойДва часа зубами щелкал.Широко рот открывал,Но зайчишку не поймал.***Едет к бабушке Егорка:Забирается на горку,После горки – вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.
- Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
- Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
- По возможности оградите малыша от стрессов.
Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.
Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/rebenok-ne-razgovarivaet-komarovskij
Почему ребёнок в 1,5 года не говорит
Нормы появления речи у детей весьма размытые. Если ребёнок в 1,5 года не говорит, родители начинают беспокоиться. Большинство идет к неврологу в поисках проблемы.
Некоторые считают, что в таком случае нужно обращаться к логопеду. Но по современным стандартам этот специалист не занимается с детьми до 3-х лет. При отсутствии органических поражений мозга, родителям нужно решать вопрос с речью самостоятельно.
Нормы развития
Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.
По данным современных психологов, в полтора года дети должны:
- активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
- играть в «ладушки»;
- уметь зажимать кулачок;
- хлопать в ладоши, если что-то получилось;
- играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
- повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
- понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
- откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
- заниматься одним делом не более 10 минут;
- указывать на предмет, который вызвал интерес;
- надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
- совершать ритмичные движения под музыку;
- копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
- плакать, если происходящее его не устраивает;
- бросать предметы и радоваться этому.
Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.
«Словом» неврологи называют любой слог или гласную, которая обозначает предмет (му — это слово, ма — тоже).
К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.
Причины отставания
На речевое развитие ребёнка влияет много факторов.
Они делятся на несколько групп:
- органические (заболевания нервной системы, внутреннего и среднего уха, черепно-мозговые травмы, недоношенность, гипоксия и травмы во время родов, вредные привычки матери и экстрагенитальные патологии беременной);
- физиологические (раннее прекращение кормления грудью, запоздалый переход на пищу кусочками, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неправильный прикус);
- психологические (стресс, напряжённые отношения в семье);
- социальные (неблагополучность семьи, отсутствие общения между взрослыми и с ребёнком или гиперопека, когда пропадает мотивация к речи).
Большинство причин является обратимыми — их можно предотвратить или исправить. Органические поражения лечит невролог, к которому можно обратиться за консультацией по поводу речи. Он выяснит уровень развития ребёнка и степень поражения мозга. Если она небольшая, можно обойтись без препаратов и процедур, а чуть больше внимания уделить занятиям по постановке звуков.
Диагностика состояния
Если родителей беспокоит отсутствие речи у ребёнка в 1,5 года, им стоит начать диагностику с невролога. Он оценит риски органического поражения мозга и назначит необходимое обследование. Если патологии центральной нервной системы у пациента отсутствуют, значит медикаментозное лечение не требуется.
Следующим пунктом стоит посетить нейропсихолога. Он определяет соответствие психического развития возрасту. При обнаружении расхождений, врач даёт рекомендации по коррекции в домашней обстановке. К этому специалисту лучше обращаться всей семьёй. Часто проблемы речи у ребёнка кроются во взаимоотношениях между взрослыми, которые можно заметить только со стороны.
Третья ступень поиска — логопед. Он не возьмёт на занятия полуторагодовалого малыша, но может проверить артикуляционную зрелость аппарата и показать упражнения для выполнения дома. Спустя несколько месяцев стоит сходить на повторную консультацию для отслеживания темпов развития ребёнка.
Принципы развития речи
Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня.
Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:
- Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
- Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
- Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
- Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
- Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
- Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).
Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи. Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми.
Несколько упражнений
Если среда для развития создана правильно, а речевого скачка никак не происходит, не нужно паниковать. Стоит ежедневно выполнять цикл упражнений, которые будут интересны ребёнку и не займут много времени для родителей.
К их числу относятся:
- придание лепету смысла (активная поддержка попыток обозначения предметов звуком);
- побуждение к простому диалогу с использованием известных слов для ответа (кто пришёл? − мама, как упал? − бух!);
- побуждение озвучивания игры (катает машинку — брр, играет собачкой — ав);
- разучивание потешек со звукоподражаниями (гуси-гуси, га-га-га);
- игры-повторялки за взрослым (сначала отдельные слоги, затем простые слова).
Нужно учитывать то, что дети слышат нашу речь по-другому. Если ребёнок неправильно повторил слог или слово, не нужно его ругать. Стоит просто проговорить ещё раз. Когда ошибок не будет, можно менять во втором слоге гласную — ма-му, па-пу.
Вводить новые слоги стоит постепенно. Начинают всегда со знакомых звуков. Затем добавляют новые, закрепляют и возвращаются к прежним. Так получится наиболее мягко интегрировать в сложившуюся систему произношения слоги и слова.
В раннем возрасте развитие детей идёт очень быстро. Годовалый малыш может совсем не говорить, но через полгода появятся первые слова, а к двум простые предложения. Самое важное для родителей — создать благоприятную среду для развития, показывать пример в речи и общении друг с другом, не мешать ребёнку познавать мир гиперопекой и лишними запретами.
Детский мозг способен нагнать сверстников в рекордно короткие сроки даже при наличии небольшого отставания. Для этого не нужны консилиумы врачей, горы препаратов и физиопроцедуры. Достаточно внимания родителей, домашних занятий и благоприятной атмосферы в семье.
Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/rebyonok-v-1-5-goda-ne-govorit/
Что делать, если ребенок в 1,5 года не говорит?
02.02.2019
В первые годы жизни ребенка строится фундамент для развития речи, и если в это время не оказывать малышу достаточного внимания, можно упустить важные проблемы, с которыми тот столкнулся по тем или иным причинам. Поэтому каждому родителю стоит знать, почему ребенок не говорит в 1,5 года, и что при этом необходимо делать.
Причины
Среди возможных причин, почему ребенок не говорит в данном возрасте, выделяют:
- Индивидуальный темп развития. Мамы нередко сравнивают детей и считают, если чужой ребенок начал разговаривать раньше, с их чадом что-то не так. На самом же деле ничего страшного не происходит, и это можно объяснить темповой задержкой речевого развития (несмотря на небольшое отставание в начале, ребенок вернется в свое русло и будет разговаривать не хуже своих сверстников).
- Педагогическую запущенность. Чадо с самого своего рождения должно быть окружено речью, и Ваши с ним отношения не должны заканчиваться простым уходом и кормлением. В таких случаях можно смело говорить о том, что малыш обделен вниманием со стороны родителей.
- Плохую психоэмоциональную атмосферу. Если в кругу семьи часто возникают споры и их решение доходит до крайностей, либо родители вымещают свою злость на ребенке, постоянно ругают его за совершенные им действия (несмотря на то, что в таком возрасте он еще не осознает значимость поступков), малышу может быть попросту страшно говорить. В эту группу можно включить психологические травмы, полученные в результате потери связи с отцом, матерью либо обеими родителями.
- Травмы головы, нейроинфекции. Поражение лобных долей, в которых расположены центры восприятия и воспроизведения речи, могут привести к тому, что ребенок не сможет научиться говорить вовремя.
- Родовые травмы, приведшие к минимальной мозговой дисфункции, асфиксии, гипоксии новорожденного.
- Инфекции. Перенесенные женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных.
- Несовместимость по резус-фактору матери и ребенка. Может возникнуть, если женщина с резус-отрицательной группой крови забеременеет от резус-положительного мужчины.
- Генетическую предрасположенность либо наследственные заболевания. Бывает, что в семье не только данный ребенок не спешит начать разговаривать, и такая же картина наблюдалась в детстве у его родителей, бабушек, дедушек и т. д. Генетические заболевания обычно выявляются на УЗИ, которые показаны всем женщинам в период беременности, однако в редких случаях халатность будущих мам, реже – врачей приводит к появлению на свет ребенка с тяжелой патологией, при которой, возможно, тот никогда не научиться говорить.
- Патологии слуха. Чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь. Если это невозможно, либо ребенок плохо слышит из-за нарушения развития органа слуха, центров в головном мозгу либо заболеваний, у него могут возникнуть трудности с формированием собственной речи.
- Отсутствие мотивации. Нежелательно выполнять все прихоти ребенка и крутиться вокруг него 24/7. С некоторыми жизненными задачами малышу необходимо учиться справляться самостоятельно, или обучать его, как правильно просить что-либо. В противном же случае у дитя просто не будет причин что-то говорить.
Нормы речевого развития в 1,5 года
Обычно дети в 1 год и 5 месяцев:
- Перестают гулить, лепетать, выдавать затяжные звуковые серенады.
- Имеют словарный запас из 20-50 слов, однако говорят все еще на «своем» языке, включающем множество различных слогов и их сочетаний, напоминающих слова.
- Частично понимают обращенную к ним речь, подражают ей, способны показать, где мама, папа, другие родные. При повторении слов за родителями могут замолчать ненадолго, наблюдая за реакцией близких.
С первого года жизни начинается стадия активной речи (автономная речь). Ребенок использует аморфные слова-корни, услышанные в части слов, употребляемых взрослыми. В 1,5 года ребенок одним и тем словом обозначает целый ряд предметов («де» ‒ «дерево», «девочка», «делать»).
В это время ребенок еще не способен обобщать. Малыш знает значение слов «вилка», «ложка», «нож», однако не понимает, что такое «столовые приборы».
Когда стоит волноваться?
Многие утверждают, что единственный повод для волнения ‒ когда ребенок к 3 годам вообще не говорит, а в других случаях следует только ждать, так как рамки индивидуального развития могут быть довольно-таки широкими.
Почему ребенок не разговаривает в 3 года – об это расскажет следующая статья.
В 1,5 года стоит переживать, если к данному времени от ребенка ни разу не было слышно лепета, либо он не подражает речи взрослых совсем, интерес к общению у него не могут вызвать ни Ваши слова, ни развлекательно-познавательные игры.
К какому специалисту обратиться?
Если считаете, что переживания не безосновны, покажите ребенка своему педиатру, который при наличии реальной проблемы сможет начать необходимую терапию либо направить к более узкому специалисту, среди которых могут быть:
- невролог;
- логопед-дефектолог;
- отоларинголог.
К последнему врачу педиатры перенаправляют реже всего, так как он актуален при заболеваниях полости рта, патологических процессах, развивающихся в области среднего, внутреннего и наружного уха.
Как стимулировать речь в 1,5 года?
Развить речь полуторагодовалого ребенка помогут различные игры и упражнения:
- «Телефон». В трубку нерабочего или игрушечного телефона произносите слова, которые уже известны малышу, затем просите его повторить их. Делайте упор на максимально четкое произношение слов с акцентом на ударные слоги. В дальнейшем в игру можно добавлять слова, которые ребенок мог слышать, однако сам произносить не может.
- «Стройка». Игра подходит больше для мальчиков. Загружайте и разгружайте игрушечный самосвал кубиками или другими предметами с условием, что ребенку нужно отдавать команды «вверх», «вниз», «стоп».
- Общение с куклой. Более удобная игра для девочек. Настройте ребенка так, чтобы тот думал, что кукла мечтает слышать голос малыша.
- «Незнайка». Игра для детей, которые не говорят, потому что ленятся или не имеют причин на то. Кто-то из родителей берет игрушку и ходит вместе с ней по дому, проговаривая от ее имени все то, что встречается на пути, все время путая названия. Делать это необходимо на глазах у ребенка.
Чтобы сделать игру более интересной, можно поставить дополнительное условие, согласно которому все игрушки, названные взрослым неправильно и не отмеченные малышом, как ошибочные названия, будут отправляться в черный мешок (или любое другое место, недоступное для ребенка). Таким образом, у ребенка появляется стимул вернуть те самые «утраченные» игрушки, верно проговорив их название. - Игры с картинками. Малышу необходимо называть предметы, животных, которых он видит на картинках. Чтобы усилить интерес ребенка, можно предложить ему небольшую награду (вкусность или игрушку, которую любит дитя) в конце игры. К примеру, за каждый правильно названный предмет ребенок получает 1 кубик, а кубиков нужно собрать 10 (можно и больше). Сам подарок лучше малышу не показывать, а спрятать его недалеко под платком или полотенцем. Чтобы усложнить задание, можно попросить ребенка называть отдельные части животных и предметов, изображенных на картинках.
- Стимуляция мелкой моторики рук. Играет важную роль в развитии речи. Можно проводить сеансы пальчикового массажа или предложить ребенку перебирать камни, крупу, застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви. С другими способами развития мелкой моторики рук можно ознакомиться здесь.
Будьте крайне внимательны и не оставляйте ребенка одного с маленькими предметами, чтобы тот не брал их в рот и не пытался вдохнуть.
- «Театр». Ставьте сценки игрушками, распределяйте вместе с ребенком роли и говорите каждый за своих персонажей. Не забывайте смотреть за дитем, чтобы тот не терял интерес.
- «Продолжай за мной». Перед началом данной игры ребенка необходимо ознакомить с выбранными Вами детскими стихами. После того, как прочитали их малышу несколько раз, чтобы ребенок мог запомнить текст, повторно произносите стих, однако в конце строчек замолкайте, чтобы малыш сам их заканчивал.
Больше упражнений и полезных советов, которые помогут ребенку начать говорить, собраны в этой статье.
Вы можете найти еще много игр и упражнений для развития речи, однако не забывайте, что главное – проводить их совместно с ребенком. Именно голоса родителей, а не телевизор, телефон и другие средства стимулируют его говорить. Если же Вы переживаете, что у ребенка проблемы с речевым развитием, не бойтесь обращаться к педиатрам или логопедам.
Источник: https://telemedicina.one/logopediya/rebenok-ne-govorit-v-1-s-polovinoj-goda.html
Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера.
Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований.
Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной.
При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто.
Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком.
Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже.
Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга.
Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д.
приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Источник: http://karkusha.su/rebenok-vse-ponimaet-no-ne-govorit-v-chem-prichina/