У 5-месячного ребенка зависает взгляд

Содержание

Психолог — о причинах «зависаний» у детей

У 5-месячного ребенка зависает взгляд

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное.

Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую.

Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание.

Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении.

Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления.

Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть.

Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию.

Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки.

Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию.

И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других.

Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да».

В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность».

Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы.

Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием.

В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие.

Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии.

В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые.

Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы.

Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры.

Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта.

Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты.

Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone

Источник: https://zen.yandex.ru/media/littleone/psiholog--o-prichinah-zavisanii-u-detei-5d5a6d9e8600e100ab8bce6f

Косят глаза у новорожденного: нормально ли это, причины, советы доктора Комаровского

У 5-месячного ребенка зависает взгляд

Вернувшись с ребёнком из роддома, со временем родители могут заметить у новорождённого косоглазие, выраженное в той или иной степени. Уделив внимание этому вопросу на раннем этапе и взяв его под контроль, можно быть уверенным, что дефект у малыша станет менее заметным или исчезнет полностью.

Как проявляется косоглазие у новорождённого

Едва появившись на свет, ребёнок не сразу адаптирован к внешним условиям среды. Это касается всех органов чувств, которые развиты не в полной мере и постепенно с ростом малыша приходят в норму.

Касаемо зрения, у некоторых новорождённых можно заметить то, что глаза не слушаются своего хозяина и самопроизвольно разъезжаются либо сводятся к переносице, причём этот процесс может происходить вразнобой, а не синхронно.

Косоглазие (страбизм) занимает от 2 до 3,5% от общего числа патологий органов зрения (более 10 млн пациентов).

При косоглазии глазки новорождённого время от времени то разъезжаются в стороны, то сходятся к переносице, причём по очереди

В начале жизни ребёнку предстоит многому научиться, в том числе и полноценно управлять своим телом. Взять под контроль движения глаз важно в той же мере, как и развить ловкость и точность движения рук.

Однако полноценно видеть — задача первостепенная, поскольку 90% информации об окружающем ребёнка мире он получает через зрение.

Управлять движением глазного яблока, сосредотачивать свой взор на конкретном предмете, наблюдать за действиями окружающих синхронно обоими глазами — такую сложную работу моментально освоить способен не каждый новорождённый.

Как быстро ребёнок может овладеть навыком контроля за движениями глаз? Так называемое функциональное косоглазие проходит к 3–4 месяцам жизни малыша. Считается, что к этому моменту кроха должен научиться фокусировать взгляд и концентрировать его на интересующем объекте. До этого срока косоглазие является вариантом нормы и не требует лечения.

Малыш первых месяцев жизни ещё только учится фиксировать взгляд — несколько секунд пытается сосредоточить его на погремушке, а затем глазки устают, и один из них уезжает в сторону

Если к возрасту полугода косоглазие не прошло, следует обязательно показать ребёнка врачу-офтальмологу, поскольку эта патология может негативно сказаться на формировании зрения на всю оставшуюся жизнь.

Причины возникновения

Косоглазие может быть как врождённой, так и приобретённой патологией, возникшей вследствие осложнённой беременности или родоразрешения. Так, причиной страбизма у младенцев могут быть:

  • слабые мышцы глаза — основная причина физиологического косоглазия новорождённых детей;
  • тяжёлые роды (в том числе гипоксия или асфиксия ребёнка во время родоразрешения);
  • инфекции, перенесённые матерью в период беременности;
  • гипоксия плода во время пребывания в утробе матери;
  • наличие у ребёнка неврологической патологии (например, повышение внутричерепного давления);
  • врождённые аномалии двигательных мышц глаза;
  • генетическое наследование косоглазия от родителей или близких родственников;
  • врождённые патологии одного глаза на фоне второго здорового органа зрения:
    • близорукость;
    • дальнозоркость;
    • астигматизм (нарушение формы хрусталика глаза);
    • катаракта, помутнение роговицы;
    • заболевания зрительного нерва и др.

Симптомы страбизма

Обычно страбизм проявляет себя уже в первые дни жизни ребёнка. Очевидные симптомы косоглазия у новорождённого:

  • малышу не удаётся направить сразу оба глаза в одно место;
  • при ярком освещении или на солнце ребёнок закрывает один глаз или косит им;
  • зрачки младенца двигаются в разных направлениях;
  • малыш пытается наклонить голову, чтобы рассмотреть интересующий его предмет;
  • новорождённый прищуривает глаза.

Кроме того, выявляют косоглазие простым тестом, устанавливая реакцию глаз малыша на движение красочного предмета (например, яркой бренчащей погремушки), который передвигают влево и вправо, вперёд и назад, а также по вертикали. При наличии страбизма глаза ребёнка со временем перестают двигаться по направлению игрушки.

Для проведения теста на страбизм вам понадобится яркая погремушка или любая другая игрушка насыщенного цвета

Обычно к возрасту одного месяца всех детей планово обследует офтальмолог, проводя на приёме этот несложный тест, благодаря которому врач оценивает уровень подвижности каждого глаза.

Зачастую родители не могут самостоятельно определить незначительное наличие нарушений органа зрения у маленького ребёнка. Посещение специалиста в раннем возрасте является обязательным для диагностики возможных патологий.

Симптомом физиологического косоглазия являются расходящиеся глаза, в этом случае ось зрения смещена к вискам. Сходящееся же косоглазие в столь раннем возрасте иногда может говорить о течении самостоятельных заболеваний: ДЦП, синдрома Дауна и патологий развития головного мозга (микроцефалия и иные аномалии).

В зависимости от направления отклонения косоглазие бывает вертикальным (смещение кверху или книзу), горизонтальным (отклонение глаза к виску или переносице) и смешанным

Необходимость терапии

При незначительном отклонении от нормы у малышей родители могут не уделять существенного внимания этой проблеме. Однако следует знать, что игнорирование даже малейшего косоглазия в будущем чревато такими последствиями, как:

  • остановка в развитии косящего глаза;
  • возникновение трудностей в устранении дефекта из-за привычки глаза находиться в неверном положении;
  • развитие амблиопии — «ленивого глаза»;
  • понижение зрения.

Помимо дефекта внешности, косоглазие может послужить причиной ухудшения зрения в косящем глазу

Причина ухудшения зрительного восприятия кроется в высокой адаптивности мозга ребёнка. Не имея возможности сопоставить изображение от здорового и косящего глаза, мозг начинает получать и обрабатывать информацию только от того глаза, который верно функционирует. Это вызывает постепенную утрату зрения поражённого глаза в силу его отстранённости от передачи изображения и зрительных образов.

Лечение косоглазия

Как было сказано выше, при функциональном косоглазии ребёнок не нуждается в терапии. Однако истинное заболевание необходимо лечить, и как можно скорее.

Особенным признаком, который помогает выявить патологию органа зрения в раннем возрасте, является снижение подвижности косящего глаза или полное её отсутствие, а при поражении глазного нерва — возникновение расширения зрачка и опущение века.

Даже если заболевание врождённое, при своевременно начатой терапии оно успешно поддаётся лечению. К сожалению, все действенные врачебные методики применимы к детям с двухлетнего возраста. Поэтому с малышами можно заниматься лишь в домашних условиях.

Врачи рекомендуют проводить с младенцами игры с фокусировкой зрения (с погремушкой или мячиком, которые расположены на оптимальном расстоянии от глаз — 40 см) и другие упражнения, способствующие полному объёму движений органа зрения (провоцировать на очертание зрачками кругов и восьмёрок, подводить малыша к занятию крайних верхних и нижних положений глаза).

Начинать выполнение упражнений нужно постепенно, с двух реакций в день, и к полугоду дойти до десяти реакций.

При подтверждении врождённого заболевания и наличии угла косоглазия свыше 150 зачастую требуется хирургическое вмешательство. Однако подобное лечение разрешено лишь с трёх лет, а оптимальным будет достижение возраста 4–5 лет, когда ребёнок в состоянии выполнять назначаемый после операции комплекс ортоптических упражнений.

Операция по устранению косоглазия назначается в случаях, если другие терапевтические меры не помогают при длительности лечения свыше года

В раннем возрасте применимы другие методы терапии, например, при выявлении амблиопии у младенца ему назначается лечение при помощи метода окклюзии (искусственное закрытие здорового глаза для повышения работоспособности другого).

Так называемый метод прямой окклюзии подразумевает, что на определённое время выключается из работы здоровый глаз ребёнка

Окклюзия осуществима в одном из нескольких видов по назначению лечащего специалиста:

  • прямая — с закрытием здорового глаза;
  • обратная — с закрытием косящего глаза;
  • альтернирующая — в этом случае происходит попеременное закрытие глаз.

Продолжительность исключения глаза из зрительной работы зависит от сложности проблемы. Окклюзия может быть как временной, так и постоянной. Лечение амблиопии при помощи современных аппаратных методов назначается детям в более старшем возрасте, младенцам же такой способ не показан.

А также малышам с проблемами зрения рекомендован массаж воротниковой зоны, способствующий улучшению кровоснабжения головного мозга и положительному влиянию на работу органов зрения. Проводить такой массаж новорождённым может только специалист с медицинским образованием. Обычно ребёнку назначается десятидневный курс массажа с последующим его повторением через 6 месяцев.

Помимо прочего, при наличии косоглазия у малыша важно в первые месяцы его жизни (особенно до полугода) уделить внимание поддержке полноценного грудного вскармливания, без раннего докорма смесями и введения прикорма. Материнское молоко содержит все необходимые элементы для развития зрения малютки.

Профилактические меры

В случае развития косоглазия по причине патологий органов зрения, таких как амблиопия, профилактических мер не существует. Родителям необходимо вовремя проходить рекомендованные педиатром медицинские осмотры, чтобы в случае возникновения нарушений работы глаза офтальмолог смог как можно раньше обнаружить проблему и назначить лечение.

Для профилактики иных причин, вызывающих развитие истинного косоглазия, в период вынашивания ребёнка будущая мама должна придерживаться следующих правил:

  • свести к минимуму любое возможное воздействие токсичных веществ;
  • оказаться от имеющихся вредных привычек;
  • вести здоровый образ жизни с соблюдением должной физической активности и режима питания;
  • вовремя лечить инфекции, возникающие в период беременности;
  • поддерживать защитные силы организма, укреплять иммунитет.

После рождения малыша профилактике косоглазия способствуют занятия и игры с ребёнком, стимулирующие работу мышц глаза.

Необходимо приобрести для крохи крупные игрушки ярких цветов, которые развешиваются над кроваткой на расстоянии не менее 40 и не более 50 см.

Рассматривая их, ребёнок учится фокусировать взгляд и укрепляет глазные мышцы. При этом не следует забывать регулярно менять игрушки или предметы местами.

Для профилактики или при диагностировании содружественного косоглазия игрушки необходимо вешать с двух сторон, чтобы малыш не сводил глаза к носу, пытаясь увидеть яркий предмет

Не рекомендовано класть новорождённого перед громко работающими бытовыми приборами, в том числе телевизором. При низкой остроте зрения и близорукости младенцы обладают хорошо развитым слухом и стараются искать глазами источник звука, провоцируя перевозбуждение нервной системы.

И также важно уделить внимание освещению: в дневные часы ребёнок должен получать максимум естественного света, а вечером во время бодрствования малыша в комнате должен присутствовать мягкий рассеянный свет от нескольких источников. Игрушки у маленьких детей не должны быть светящимися и мигающими, это вызывает раздражение сетчатки и перевозбуждение нервной системы.

В норме физиологическое косоглазие младенцев должно пройти к 3–4 месяцам жизни. Не стоит забывать, что наличие страбизма — это не только косметический дефект.

Это и нарушение зрительного процесса, и ухудшение способности к объёмному восприятию окружающего мира.

Подходя к решению вопроса детского косоглазия с полной ответственностью, родители обеспечат малышу в будущем хорошее зрение и привлекательную внешность.

  • Алёна Климова
  • Распечатать

Источник: https://sovdok.ru/oftalmologiya/kosyat-glaza-u-novorozhdennogo.html

Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 5 месяцев?

У 5-месячного ребенка зависает взгляд

Вы решили начать или продолжить самостоятельные наблюдения за своим малышом? Напоминаем, что на результаты могут сильно повлиять условия, при которых эти наблюдения проводятся.

Чтобы объективно оценить развитие ребенка в 5 месяцев, свои исследования лучше проводить в определенное время, в определенном месте, с учетом определенных деталей.

Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»

Развитие ребенка в 5 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на животик. Развитие ребенка в 5 месяцев ярко выражается в том, что он отказывается от опоры на предплечья и предпочитает, лежа, качаться на животе.

При этом его головка, грудь и ручки (как правило, согнутые со слегка приоткрытыми ладонями) поднимаются вверх, а ножки симметрично выполняют толкательно-разгибательные движения.

Заметим, что у некоторых малышей такую реакцию можно наблюдать в течение совсем короткого промежутка времени (всего 2-3 недели).

Покажите лежащему на животе ребенку какую-нибудь красивую игрушку, подержите ее на уровне его глаз, а потом переместите по наклонно идущей линии вверх и назад, за головку к спинке ребенка. Такой эксперимент часто приводит к пассивному опрокидыванию малыша на спину, так как, пытаясь уследить за игрушкой, он повернет голову и может потерять равновесие.

Развитие ребенка в 5 месяцев. Реакции и навыки

Положите малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему поднимать и удерживать головку на уровне позвоночника (при подъеме голова не опрокидывается, а всегда находится на одной линии с позвоночником).

Посадите малыша спиной к себе (так удобней наблюдать реакцию), удерживая за слегка отведенные плечи, и осторожно наклоните его туловище сначала в правую, а потом в левую сторону до угла 45 градусов к подстилке.

И в положении «сидя», и при выполнении наклонов в стороны голова ребенка в 5 месяцев удерживается вертикально, т. е. он держит ее прямо.

А вот боковой опоры на руки при наклонах в этом возрасте, как правило, еще не наблюдается.

Поставьте малыша на ноги, слегка поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 5 месяцев отразится в заметном, по сравнению с предыдущими месяцами, выпрямлении ножек, хотя вес тела на всю поверхность стопы все еще не распределяется – малыш пока опирается только на кончики пальцев. Руки его в этот момент слегка согнуты, ладони полураскрыты или открыты полностью.

Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет проверить освоение первой ступени координации глаз-рука. Для этого положите малыша на спину.

Возьмите какую-нибудь погремушку (лучше красного цвета, диаметром не менее 5 см) и какое-то время спокойно подержите ее на расстоянии 25 см от его лица.

Ребенок должен целенаправленно потянуться к игрушке (как правило, рывком и еще преимущественно двумя руками) и коснуться ее открытыми ладонями.

Развитие ребенка в 5 месяцев. Взаимодействие с внешним миром

Следующую реакцию нужно проверять в абсолютной тишине. Выберите для этого подходящее место и время. В комнате не должно быть других людей, кроме того, постарайтесь убрать из поля зрения малыша предметы, способные отвлечь его внимание. Положите ребенка на спину, а сами встаньте у него в голове.

Подождите, когда он успокоится, перестанет двигаться, и пошуршите бумагой у правого уха малыша, но так, чтобы он не мог этого видеть. Затем пошуршите у его левого уха. Ребенок в 5 месяцев поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит шуршание, и ищет глазами источник звука. Такая реакция должна наблюдаться с обеих сторон.

Если что-то не получилось, повторите эксперимент несколько раз.

Развитие ребенка в 5 месяцев. Речевые навыки и общение

Прислушайтесь к звукам, которые издает ваш малыш, в периоды, когда он хорошо себя чувствует, находится в приподнятом настроении и предоставлен сам себе.

Развитие ребенка в 5 месяцев характеризуется повторением одних и тех же слогосочетаний, то есть малыш «общается», последовательно присоединяя одни и те же слоги, например: «ге-ге-ге», «мем-мем-мем», «дай-дай-дай», «да-да-да» и т.д.

Иногда некоторые слоги он произносит под ударением, благодаря чему появляется ритмический рисунок.

Как и в 4 месяца, характерной особенностью развития ребенка в 5 месяцев является умение смеяться в голос. Смех может сопровождаться оживленными движениями, выражающими радость. Если вы хотите проверить эту реакцию, наклонитесь над раздетым малышом, поговорите с ним, позаигрывайте, пощекотите его.

Продолжение: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 6 месяцев?

Источник: https://mamalara.ru/kak-samostoyatelno-ocenit-razvitie-rebenka-v-5-mesyacev/

Умения и навыки пятимесячного ребенка

У 5-месячного ребенка зависает взгляд

Развитие ребенка в первый год жизни происходит хотя и стремительно, но по четкому алгоритму. Что умеет малыш в 5 месяцев? Достаточно много для того, чтобы одновременно упростить и усложнить жизнь взрослым. Кроха становится более крепким и активным, проявляет повышенный интерес к окружающим его объектам и предметам.

Как развивается пятимесячный малыш?

В 5 месяцев малыш весит в два раза больше, чем весил после рождения, удлиняется в среднем на 15 см. Каждый день он становится все более активным и любознательным, осваивает новые важные навыки. Малыш уже переходит на пятиразовое питание, перерыв между приемами пищи у него теперь составляет 4 часа. Спит кроха по-прежнему несколько раз в день, продолжая просыпаться для ночного кормления.

В пять месяцев ребенок активно проявляет эмоции: счастливо и открыто улыбается родным людям и отчаянно плачет при попытке пообщаться с ним незнакомца.

Некоторые детки в этом возрасте уже спокойно удерживают не только голову, но и плечи в положении лежа на спине. Малыши пробуют стоять и ходить при поддержке под руки, умеют сидеть непродолжительное количество времени без опоры и достаточно долго удерживаются в таком положении при помощи подушек.

На 6-м месяце жизни детки активно экспериментируют, например с переворачиваниями. Они уже способны, лежа на животе, переворачиваться на спину, при этом во время переворотов активно помогают себе ногами, что можно считать первыми примитивными попытками ползания.

Совсем немного осталось до того времени, когда кроха сможет добраться до нужной ему вещи с помощью ползания, поэтому теперь нужно внимательнее следить за малышом. Не оставляйте его надолго без присмотра на диване или кровати, откуда он может упасть.

Пятимесячный кроха проявляет особый, вполне осознанный интерес к игрушкам. Он уже имеет любимые игрушки, делает выбор в их пользу, если предложить ему альтернативу. Кроме того, кроха осознает значимость большого пальца, противопоставляя его остальным. Движения его приобретают смысл.

Особенности развития слуха, зрения и речи в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте дети уже не молчат, а стараются издавать как можно больше звуков. Они «гулят», пищат, кричат, выражая радость и восторг при виде знакомых им людей, любимых игрушек.

Стоит отметить, что девочки начинают произносить звуки гораздо раньше мальчиков, стараясь копировать интонации мамы, бабушки или папы.

У мальчиков речь более непонятная, при этом требовательная и громкая, особенно если им хочется что-то получить.

На 6-м месяце жизни кроха старается все пробовать на вкус – отчасти от интереса, а отчасти из-за постоянного зуда в деснах перед прорезанием зубов.

Малыш облизывает все, до чего может дотянуться, поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы в пределах его досягаемости не было мелких и опасных предметов.

Некоторые мамы пробуют давать малышам в этом возрасте пользоваться чашкой-поилкой и бутылкой.

Пятимесячные детки проявляют интерес ко всему, что их окружает, включая собственные части тела или отражение в зеркале.

Забавляясь с ножками, ребенок может даже заснуть, а отражение в зеркале он рассматривает подолгу, наблюдая за изменяющимися чертами лица.

За счет того, что зрение на шестом месяце жизни у малыша становится острее, он уже способен рассматривать предметы не только на расстоянии вытянутой руки, но и с близкого расстояния.

А вот что касается цветового восприятия, то именно у 5-месячного малыша оно обостряется настолько, что он уже умеет отличать оттенки. Ему по-прежнему нравятся игрушки и предметы ярких цветов.

Органы слуха у ребенка на этом этапе развития также становится совершеннее. Малыш уже не только различает звуки. Он способен определять источник звуков и их основной смысл. Так, например, лай собаки для ребенка таит опасность и вызывает страх, тогда как голос мамы или спокойная музыка расслабляют и поднимают настроение.

Развитие на шестом месяце: разница между девочками и мальчиками

Подавляющее большинство деток развиваются независимо от пола. Но все же стоит отметить некоторые особенности развития личности у детей женского и мужского пола. Например, как уже было сказано, мальчики настойчивее требуют желаемого, позволяя себе кричать на максимальной громкости, если они этого не получают.

Девочки более скромные и могут просто обиженно хныкать в ожидании желаемого. Кроме того, характер речи 5-месячного мальчика — это названия действий, тогда как у девочек это названия предметов.

Девочек в пять месяцев проще понимать из-за их способности и желания повторять взрослые интонации – с мальчиками в этом отношении все гораздо сложнее.

Немного различаются у мальчиков и девочек предпочтения в форме общения с самым близким человеком — мамой.

Первые более сдержанные и не слишком ласковые, тогда как вторые с удовольствием улыбаются маме, любят объятия, поцелуи и остро нуждаются в постоянном визуальном контакте.

Итоги: что должен уметь малыш?

Итак, что же все-таки должен уметь ребенок на этом этапе развития? Если говорить о навыках, полученных в результате физического развития, то можно отметить следующие моменты. Ребенок в 5 месяцев умеет:

  • всматриваться в лица людей, в картинки в книжке и на экране телевизора;
  • с удовольствием и много «гулит», лепечет, пищит и визжит;
  • осознанно берет предметы и игрушки, исследует их на ощупь, облизывает и бросает;
  • лежа на спине, переворачивается на живот; умеет выпрямляться на ручках;
  • пробует сидеть;
  • с удовольствием играет с родителями в игры – «ку-ку» или «ладушки»;
  • пробует подпевать любимые песенки и «гулит», слушая стишки и потешки.

Из социальных навыков можно отметить:

  • умение отличать родных от незнакомцев;
  • проявление недоверия к малознакомым людям;
  • самостоятельные игры с игрушками в течение 5-10 минут.

На шестом месяце развития малыш начинает ускоренно расти, становится крепче физически, разумнее и эмоциональнее. С каждым новым днем он будет радовать и удивлять родителей чем-то новым. Задача родителей — анализировать психические и физические особенности развития пятимесячного крохи, сравнивая показатели с нормой для понимания того, что процесс не нарушен и отклонений нет.

Если не все в порядке: как определить отклонения?

Если после прочтения всего вышеописанного вы сделали вывод, что развитие вашего 5-месячного малыша не соответствует должному уровню, то это еще не повод паниковать и отправляться на обследования в поликлинику.

Нужно помнить о том, что у каждого ребенка свой календарь развития, который лишь в целом будет напоминать общий. Вполне возможно, что отставания — это не что иное, как проявление индивидуальных особенностей крохи.

Но это лишь в том случае, если несоответствия незначительны. Если малыш серьезно отстает как в физическом, так и психическом развитии, то, скорее всего, действительно есть проблемы, которые потребуют участия врачей.

Протестируйте 5-ти месячного кроху для понимания степени опасности и примите соответствующее решение.

  1. Покажите малышу две игрушки: одну белого или кремового цвета, а другую яркую. Нормально развивающийся ребенок в 5 месяцев проявит больше интереса к яркой игрушке и задержит на ней взгляд дольше.
  2. Дайте малышу в руки маленький мяч. Если проблем на этом этапе развития нет, то он попробует его обхватить пальчиками и не уронит в течение нескольких секунд.
  3. Положите кроху на спинку и прикройте его лицо тонкой пеленкой. Малыш должен будет попытаться выбраться.
  4. Помогите крохе, поддерживая его под спинку, сесть из положения лежа на спине. Он должен прилагать усилия и твердо удерживать голову. Если у малыша не удерживается головка, тело расслаблено, а желания сесть не возникает – стоит насторожиться.
  5. Пройдитесь по дому с ребенком на руках. Если малыш сыт и хорошо выспался, то он будет проявлять любознательность, рассматривая все вокруг. Если кроха апатичен и капризен, то это не совсем правильно.
  6. Уложите малыша на кровать и пройдите мимо него туда и обратно, обращая внимания на то, следит ли он за вами глазами, пытается ли повернуть голову.
  7. Попробуйте забрать у малыша погремушку во время игры. Если он проявит протест, значит все идет своим чередом и отклонений развития у крохи нет.

В отдельных случаях бывает так, что даже при обнаружении очевидных и серьезных отклонений родители списывают их на особенности развития. В итоге упускается время, и помочь крохе наверстать упущенное становится все сложнее.

Помните о том, что небольшие отклонения, например отсутствие реакции, когда забирают игрушку, можно списать на индивидуальность малыша, но серьезные проблемы – когда кроха не пытается сесть, не проявляет интереса к окружающему миру – должны стать сигналом как минимум для консультации у педиатра, а возможно, и для полного обследования.

Как можно откорректировать развитие?

Если, наблюдая за 5-месячным ребенком и протестировав его, вы все же заметили небольшие отклонения, то можно попробовать исправить ситуацию самостоятельно, пока еще не поздно. Для этого будет достаточно заниматься с малышом каждый день, развивая его с помощью игр и активного общения. Что можно делать, чтобы положительным образом повлиять на развитие ребенка в 5 месяцев:

  1. Почаще общайтесь с крохой на нормальном взрослом языке без сюсюканья, выбирайте для разговора приветливый или ласковый тон.
  2. Каждый день читайте и пойте малышу, развивая его стишками и забавными потешками.
  3. Включайте детские песенки, классическую музыку, но негромко, чтобы не испугать кроху.
  4. В 5 месяцев дети с большим удовольствием берут предметы и бросают их на пол, таким образом развивая моторику пальцев и проводя связь между собственными действиями и шумом, который они вызывают. Предложите малышу побросать игрушки вместе, инициируйте, чтобы он поднимал их с пола сам и бросал снова.
  5. Показывайте предметы и игрушки ребенку и называйте их четко, по слогам, добавляйте короткие описания.
  6. Показывайте крохе яркие и крупные картинки, можно в книжках, где их двигают, при этом воспроизводите звуки зверей, изображённых на картинках, называйте героев, показывайте, где у них глаза, уши, нос и пр. Параллельно можно те же самые части тела показывать на себе и на ребенке — все в игровой форме и в доверительном тоне.
  7. Все, что вы делаете, старайтесь четко описывать. Например, одевая малыша, проговаривайте, что сначала одевают ножки в носочки, потом просовывают в рукава ручки и так далее. Называйте и описывайте все процедуры и манипуляции, в которых участвует ребенок, можно в стихотворной форме или в виде песенок, например: «моем, моем трубочиста, чисто, чисто…»
  8. Старайтесь, чтобы у ребенка были яркие игрушки из мягкой ткани. Хороший вариант — цветные мягкие кубики.

Заключение

Родителям крайне важно до наступления 5 месяцев – сложного и ответственного периода в развитии малыша — уяснить для себя, что ребенок должен уметь к этому времени и какая их роль в его жизни на данном этапе.

Эти знания помогут скорректировать развитие 5-месячного малыша и свести к минимуму риск необратимых последствий.

Важно помнить о том, что своевременная диагностика отклонений и активная работа по их устранению могут стать единственным реальным шансом ребенка вырасти полноценно развитой, успешной и счастливой личностью.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/umeniya-i-navyki-pyatimesyachnogo-rebenka.html

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: