Ребенок не фиксирует взгляд

Содержание

Что надо знать родителям о зрении ребенка

Ребенок не фиксирует взгляд

К моменту рождения зрительная система ребенка не развита до конца. Потребуется еще 7 лет, чтобы она сформировалась полностью. При этом максимально интенсивное развитие происходит именно в первый год жизни младенца. 

Как видит новорожденный

Органы зрения ребенка, только что родившегося, имеют ряд особенностей. У новорожденных может отмечаться косоглазие, которое обусловлено незрелостью глазного нерва и мышц, управляющих движениями глазного яблока.

Это косоглазие является физиологическим и характерно для периода новорожденности, а потому не должно вызывать беспокойства, так как, по сути, является вариантом нормы. Обычно оно проходит к 2–3 месяцам.

Движения глаз пока не скоординированы, из-за этого каждый из них видит раздельно, то есть изображения, поступающие для обработки в головной мозг, не совпадают и воспринимаются как разные, что затрудняет понимание увиденного. Глазное яблоко новорожденного на 6 мм короче, чем у взрослого.

Поэтому кроха имеет дальнозоркость и суженное поле зрения (воспринимает только то, что находится прямо перед глазами). Младенец смотрит, но пока еще не видит по-настоящему.

У него нет восприятия формы и объема: предметы кажутся ему размытыми и плоскими из-за отсутствия бинокулярного зрения (способности четко видеть что-либо обоими глазами), низкая острота зрения не позволяет ему заметить мелкие детали. Кроме того, он плохо фиксирует взгляд на предметах, а потому не может толком разглядеть то, на что смотрит.

Зато малыш реагирует на яркий свет, различает светлое и темное, но цветовосприятие у него еще не развито.

Он может различать предметы на расстоянии от 15 см до 1 м (при этом лучше воспринимает то, что расположено в диапазоне от 20 до 50 см от его глаз), видеть в черно-белой гамме и поворачивать голову и глаза в сторону движущегося предмета. Такое поведение называется реакцией кратковременного слежения.

Советы родителям

Как родители могут помочь правильному формированию зрения ребенка в период новорожденности? Вот несколько рекомендаций:

  • Почаще позволяйте малышу разглядывать свое лицо. Важно использовать богатую мимику, специально усиливая проявления различных эмоций: радости (улыбка), удивления (приподнятые брови, открытый рот), гнева (нахмуренный лоб, сжатые губы, серьезное выражение лица) и т.д.
  • Больше говорите с ребенком, ваш голос будет привлекать внимание малыша, заставляя поворачивать голову по направлению к источнику звука. При этом говорить можно как с близкого расстояния, так и из другого конца комнаты. Это поможет младенцу быстрее научиться искать того, кто говорит, и фокусировать на нем взгляд. Кроме того, осматриваясь, малыш будет знакомиться с окружающим пространством.
  • Новорожденный видит черно-белую гамму лучше, поэтому первые несколько недель можно почаще носить одежду контрастной расцветки с простым рисунком. Малыш хорошо воспринимает крупные круги, полосы, квадраты, черное на белом или белое на черном. Кстати, и яркой одеждой пренебрегать не стоит, так как она постепенно развивает у ребенка уже другую способность: цветовое зрение. 
  • Для тренировки глазных мышц, чтобы помочь малышу научиться фиксировать взгляд, нужно взять яркую погремушку и медленно подносить к глазам лежащего на спине ребенка, пока он не заметит новый предмет и не зафиксирует на нем  взгляд. При этом расстояние не должно быть меньше 20 см и больше 50 см. Для этой же цели можно подвешивать разные игрушки на расстоянии примерно 30 см.
  • Отрабатывайте синхронное движение глаз ребенка в горизонтальной плоскости. Для этого медленно перемещайте ту же погремушку из стороны в сторону. Это поможет малышу научиться фиксировать взгляд на игрушке. Кстати, малышу можно и нужно шлифовать навыки не только лежа на спине, но и в вертикальном положении – на руках у родителей. Так расширяется обзор.

Зрение ребенка в 1 месяц

Малыш умеет ненадолго фиксировать взгляд на предметах, расположенных на расстоянии 25–40 см; следить непродолжительное время за движением ярких крупных предметов; различать контрастные цвета – как и в период новорожденности, это пока черный и белый. К 20–22-му дню жизни движения глазных яблок становятся более скоординированными.

Как видит младенец в 2 месяца

На 2–4-м месяце реакция кратковременного слежения переходит в реакцию устойчивого слежения.

Малыш наблюдает за движущимся объектом все дольше, концентрирует внимание на удаленных объектах, расположенных в нескольких шагах от него.

Радуется при виде материнской груди, поскольку уже соотносит ее с удовольствием от еды. К концу 2-го месяца движения глазных яблок малыша становятся плавными и скоординированными.

Советы родителям 

  • Продолжайте тренировки по улучшению фиксации и продолжительности слежения за предметами. Предлагайте ребенку разные игрушки и интересные предметы, картинки, фотографии, рисунки.
  • Выбирайте игрушки ярких простых цветов с контрастными узорами.
  • Почаще общайтесь с малышом, глядя ему в глаза. Повторяйте его выражения и мимику. 
  • Показывайте крохе как можно больше предметов и игрушек, объясняя и называя все, что окружает малыша дома и на улице. 
  • Рисуйте ребенку крупные смайлики и смешные рожицы, развешивая их на доступном расстоянии. Давайте ему разглядывать большие фотографии (формата 20х25) близких родственников. Это поможет малышу быстрее научиться узнавать знакомые лица и будет развивать его в плане разглядывания мелких деталей.

Зрение ребенка в 3 месяца

Грудничок видит предметы, расположенные на расстоянии до 3 м. При этом зрение ребенка в непосредственной близости (до 15–20 см) остается нечетким. Малыш уже безошибочно узнает лицо мамы, устойчиво отслеживает движущиеся предметы. Он лучше видит форму и объемность предметов и различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Зрение ребенка в 4 месяца

Наконец-то малыш обретает объемное, или стереоскопическое зрение. Он видит все цвета, фокусирует взгляд на близких и удаленных предметах, значительно совершенствует координацию движений при хватании объекта. Очень любит наблюдать за родными, а также играть со своими ручками и ножками.

Зрение ребенка в 5–7 месяцев

В 5 месяцев ребенок учится различать мелкие предметы, узнавать похожие оттенки; понимает, какая игрушка перед ним, если заметна только ее часть; видит объекты, удаленные на 4–5 м. К 6 месяцам происходит окончательное созревание структур глаза, отвечающих за нормальную фокусировку изображения на сетчатку.

Так как малыш в этом возрасте активно осваивает пространство, переворачиваясь, садясь, ползая, то он учится оценивать и соотносить расстояние между предметами. Развивается нервная система и появляется способность запоминать и интерпретировать то, что младенец видит. Кроме того, увеличивается скорость передачи информации от глаз к мозгу.

К концу 7-го месяца зрение грудничка лишь немного отличается от зрения взрослого.

Советы родителям  

  • Поставьте в 5 м от малыша интересную игрушку так, чтобы он захотел добраться до нее. Это полезно для развития зрения – ребенок будет оценивать расстояние до объекта, рассчитывая свои возможности. 
  • Можно затеять игру «Снимаем шляпу». Мама запасается несколькими головными уборами, а потом надевает их и снимает. Возможно, сначала ребенок будет в недоумении от того, как мама все время меняется. Но потом надо показать, что он тоже может «наряжать» маму. Обычно малышам нравится эта игра. Она полезна не только для тренировки зрения, но и для общего развития.
  • В этом возрасте дети с удовольствием учатся брать предметы большим и указательным пальцами. Предложите малышу коробочку или стакан, куда он может класть и затем вытаскивать небольшой предмет. Как правило, это занятие надолго увлекает ребенка.

Как видит ребенок в 8–12 месяцев

К 8 месяцам глаза младенца обретают свой постоянный цвет. В этом возрасте острота и глубина зрения ребенка почти такие же, как у взрослого человека. Малыш уже различает неяркие, пастельные тона.

В период 8–12 месяцев он уверенно воспринимает предмет не только в целом, но и по частям.  Малыш начинает активно искать вещи, которые внезапно исчезают из его поля зрения, поскольку понимает, что предмет не перестал существовать, а просто спрятан.

К году ребенок легко координирует движения глаз с движениями тела.

Все в цвете

Со 2-й недели после рождения начинают зарождаться предметное, а за ним и цветовое зрение. По мере того как ребенок начинает видеть сначала размытое, а потом все более четкое изображение, он постепенно учится различать цвета. Первым кроха воспринимает красный цвет, затем желтый, потом зеленый и только после них синий цвет. Это происходит к 2–3 месяцам.

Когда нужна консультация врача

Есть несколько моментов, которые должны насторожить родителей: 

  • отсутствие у малыша реакции на свет, то есть при воздействии яркого света зрачок новорожденного остается неизменным (в норме он должен немного сужаться);
  • нет реакции кратковременного слежения за объектом;
  • роговица (передняя наиболее выпуклая часть глазного яблока, которая обусловливает его форму) остается не полностью прозрачной после 7-го дня жизни ребенка;
  • наблюдается застой слез (слезостояние), появляется гнойное отделяемое в глазу или покраснение слизистой оболочки глаза.

Во всех перечисленных случаях следует как можно быстрее проконсультироваться с врачом.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/5760/chto-nado-znat-roditelyam-o-zrenii-rebenka

Возможные причины нистагма у грудничков: виды, диагностика, профилактика недуга

Ребенок не фиксирует взгляд

Глаза ребенка начинают активно развиваться еще во внутриутробном периоде. Если у новорожденного глазки бегают, это может означать нарушение нормального развития. Чем раньше будет диагностирована патология, тем легче она поддастся лечению.

У новорожденного бегают глазки

Изменение зрения в первый месяц

В первые недели своей жизни ребенок видит совершенно не так, как взрослый человек. У малыша глазное яблоко имеет приплюснутую форму и быстро растет. Сетчатка у него не полностью сформирована. Центрального зрения нет из-за отсутствия желтого пятна. Малыш не может видеть объемные предметы и оценивать расстояние к ним.

Обратите внимание! У ребенка иногда может развиваться так называемое младенческое косоглазие. Это происходит из-за слабости бинокулярного зрения или в случаях, если женщина во время беременности вела нездоровый образ жизни.

Также в первые месяцы дети воспринимают окружающий мир в черно-белых тонах и не различают цвета. Первый цвет, который начинают видеть дети, – красный.

Изменение зрения до года

Когда у новорожденного открываются глазки, почему они мутные

Нормальные изменения зрения у малышей такие:

  1. В месячном возрасте ребенок способен видеть тень и свет и очертания больших предметов на близком расстоянии. Четче он различает материнское лицо.

Важно! В это время важно проверять реакцию зрачка на свет.

  1. В первые 3 месяца резко возрастает чувствительность сетчатки, укрепляются цилиарные мышцы. Ребенок может устойчиво фиксировать взглядом движущиеся предметы, различать красный и зеленый цвета.
  2. В возрасте 4-6 месяцев происходит активное развитие зрения. Формируется желтое пятно, повышается чувствительность глаз к свету.
  3. До годовалого возраста у ребенка происходит окончательное формирование бинокулярного зрения.

Дети до года не могут иметь стопроцентного зрения. Глаза у них устают даже после незначительной нагрузки. Окончательно острота зрения приходит к норме к годовалому возрасту.

Глаз недоношенного ребенка отличается незрелостью и незавершенным анатомическим строением. Недоношенные дети входят в группу риска по развитию ретинопатии и ослабления зрения. Все недоношенные должны осматриваться офтальмологом не позже, чем на четвертую неделю жизни.

Почему у ребенка бегают глаза

Почему у новорожденного разные уши — возможные причины

Нистагм – это непроизвольные движения глаз. Они приводят к тому, что в кору головного мозга поступает неправильная и нечеткая информация.

Причины, почему у ребенка бегают глазки:

  • родовая травма;
  • опухоль головного мозга;
  • поражение вестибулярного аппарата;
  • альбинизм (генетически обусловленное заболевание, при котором в радужной оболочке, коже и волосах нет пигмента меланина);
  • нарушение рефракции глаза (близорукость или дальнозоркость);
  • косоглазие (при этом заметно, как направлены глаза у новорожденного в разные стороны);

Косоглазие у малыша

  • патология зрительного нерва;
  • деструктивные процессы с сетчатой в оболочке глаза;
  • инфекционные заболевания, в том числе во внутреннем ухе.

Особенности нистагма у детей до года

Почему ребенок мотает головой из стороны в сторону

Новорожденный ребенок в возрасте нескольких недель должен фиксировать взгляд на определенных предметах. Малыш не может сообщить родителям о дискомфорте, вызванном патологиями зрения.

Нистагм у ребенка может быть врожденным и приобретенным. Врожденный – обнаруживается сразу после рождения. Родители при этом часто замечают, как бегают глаза у новорожденного, отчего взгляд не может фокусироваться. Приобретенный нистагм обнаруживается при наличии патологий центральной нервной системы.

Непроизвольные движения глаз бывают патологическими и физиологическими. Нистагм имеет 3 разновидности:

  • вестибулярный (сочетается с воспалением внутреннего уха);
  • оптокинетический (характеризуется скачкообразными движениями органа зрения);
  • установочный (заметен только при крайнем отведении глазика).

По направлению движений нистагм бывает:

  • горизонтальным (глаза движутся вправо или влево);

Горизонтальный нистагм

  • вертикальным (отмечаются непроизвольные движения вверх – вниз);
  • диагональным (глаза движутся по диагонали);
  • вращательным;
  • маятникообразным (наблюдаются равномерные касательные движения глазных яблок с одинаковой скоростью);
  • толчкообразным.

В случае обнаружения нистагма за ребенком требуется уход. Если нистагм диагностирован в возрасте 2 или 3 года, необходимо позаботиться о том, чтобы малыш мог нормально контактировать со сверстниками. При необходимости его нужно отвести к психологу.

При нарушении зрительной функции у ребенка значительно страдает память. Это связано с тем, что в мозгу не возникают зрительные образы. Вот почему по мере развития патологии могут наблюдаться дезориентация в пространстве и прочие последствия.

Как проверить зрение у грудничка

Для проверки зрения дома используют простые процедуры.

В первые 2 месяца следует наблюдать реакцию новорожденного на собственное появление. К малышу нужно приближаться на расстояние примерно 20 см. Ребенок должен при этом отреагировать (например, улыбнуться). Это можно делать и после сна.

Через месяц следует предложить крохе яркие игрушки желтого или красного цвета. Если зрение у него формируется правильно, то он непременно обратит на них внимание. Еще через месяц младенца должны заинтересовать игрушки холодных цветов: синего или зеленого.

С пятимесячного возраста нужно показывать ребенку предметы попеременно: на близком или дальнем расстоянии. Если зрение развивается нормально, то грудничок остановит взгляд на игрушке. Нужно также показывать яркие круги.

Игрушка для ребенка

Доктор Комаровский рекомендует методом наблюдения проверить:

  • концентрирует ли младенец свой взгляд на игрушке в возрасте 1 месяц;
  • закрывает ли он глазки от яркого источника света;
  • узнает ли он родителей к трехмесячному возрасту.

Важно! Во время проверки зрения освещение в комнате должно быть достаточным.

До годовалого возраста невозможно определить остроту зрения с помощью таблиц Сивцева и Орловой.

Когда нужно посетить офтальмолога

Родителям нужно срочно обратиться к детскому офтальмологу при наличии таких симптомов:

  • зрачки разного диаметра;
  • при ярком свете они не сужаются;
  • глазки стали краснеть;
  • после 2-месячного возраста ребенок не фиксирует взгляд на каком-либо предмете;
  • к 4-месячному возрасту не проходит физиологическое младенческое косоглазие;
  • обнаруживается мутный зрачок;

Мутные зрачки у малыша

  • ребенок не проявляет интереса к предметам желтого, красного, синего и зеленого цветов;
  • карапуз не пытается схватить предмет, на который смотрит, не реагирует на него (в том числе не кряхтит).

Профилактика возникновения зрительных недугов

С целью недопущения развития нистагма важную роль имеет тренировка зрения. Основным стимулом является обилие солнечного света. Детская комната должна иметь окно, выходящее на солнечную сторону. Важно наличие игрушек, до которых ребенок может легко дотянуться.

До трехмесячного возраста важно проводить тренировочные занятия. Следует приобрести карточки с большими черно-белыми изображениями предметов. Часть их рекомендуется закрепить над кроваткой. Полезно повесить над кроваткой детский мобиль. Ребенок сможет смотреть на него, во время кормления или, когда засыпает.

Мобиль для малыша

С трех месяцев картинки должны быть цветными. Они способствуют развитию правильного цветоощущения.

Рекомендуется прислушаться к таким советам:

  1. В комнате, помимо достаточного количества солнечного света, должно быть хорошее электрическое освещение.
  2. До трехмесячного возраста игрушки над кроваткой (или коляской) следует размещать на высоте 40-50 см;
  3. С двух месяцев ребенка рекомендуется класть на живот. Это будет способствовать развитию зрения.
  4. Во время засыпания свет нужно приглушать.

Нистагм у новорожденных развивается по естественным или патологическим причинам. Родителям следует внимательно следить за развитием зрения. При появлении даже малейших отклонений, к примеру, ненормального бега глаз, кроху следует показать врачу. Лечить болезни глаз нужно как можно раньше.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/u-novorozhdennogo-glazki-begayut.html

Детская близорукость: дело не в гаджетах

Ребенок не фиксирует взгляд

Прежде всего родителям полезно знать, как должно в норме развиваться у ребенка зрение. Это поможет заметить отклонения от нормы и вовремя показать малыша офтальмологу.

Так, с первых дней жизни ребенок уже видит очертания предметов, а с 2-3 недель пытается зафиксировать взгляд на крупных предметах, которые находятся от него на расстоянии вытянутой руки.

В это время у новорожденного может быть транзиторная, или временная близорукость, которая постепенно самостоятельно проходит. И в 1 месяц малыш уже может устойчиво фиксировать взгляд на маме и, увидев ее, проявлять положительные эмоции.

Родители должны понимать, что малыш рождается с дальнозоркостью +4 -+3 диоптрии, которая постепенно самостоятельно к 3 годам уменьшается, так как растет глазное яблоко. 100%-ное зрение, или, как говорят офтальмологи, единица, появляется перед школой — к 6-7 годам.

Формирование бинокулярного, или объемного зрения заканчивается еще позже – к 15 годам. В этом возрасте мозг уже хорошо совмещает и анализирует картинки, которые получены им от каждого глаза, и превращает их в объемное изображение. Потому до этого возраста ребенок может испытывать трудности с определением точного расстояния до предмета.

В то же время у все большего числа дошкольников вместо положенной по норме дальнозоркости обнаруживается близорукость.

— В чем причина этого нарушения, и как к нему относиться?

— Прежде всего, близорукость – это не болезнь, а особенность строения глаза, — считает Виктор Макаров, хирург-офтальмолог Детской клиники Европейского медицинского центра, кандидат медицинских наук.

– Это нарушение зрения вдаль, при котором ребенок не может четко различить детали предмета на дальнем расстоянии. И чаще всего причиной близорукости является увеличение глазного яблока по передне-задней оси, проще говоря, увеличенное глазное яблоко.

Например, увеличение размера глаза на 0,5 мм влечет за собой увеличение близорукости почти на 1 диоптрию.

Основная теория развития близорукости исходит из того, что ее причина – особенности строения соединительной ткани (склеры) глазного яблока. Она может сильно растягиваться. Огромную роль здесь играет генетика.

Предрасположенность к близорукости передается по наследству, но механизм ее передачи до конца пока еще не изучен.

Точно доказано: если папа близорукий, то с вероятностью 15% близорукость разовьется и у детей; если близорукость есть у мамы – вероятность появления близорукости у детей составляет 30%; если близорукость у обоих родителей, дети будут близорукими в 50% случаев.

То есть изначально на генетическом уровне детям передается больший размер глазного яблока. Правда, у детей родителей со 100%-ным зрением тоже может развиться близорукость. Здесь в дополнение к генетическим механизмам играют роль недостаток или избыток света, большая зрительная нагрузка. В этих случаях связки и хрусталик перенапрягаются, что плохо отражается на зрении.

— А какова роль других факторов, например, раннего знакомства с гаджетами?

— Научных и экспериментальных доказательств того, что они плохо влияют на зрение, нет. Если честно, влияние гаджетов на зрение не изучено. И рекомендации по поводу того, что не надо слишком рано подпускать ребенка к телевизору или планшету, с точки зрения офтальмологии серьезных оснований под собой не имеют.

Тут скорее чисто психологическая мотивировка. Да и на первом году жизни телевизор вряд ли заинтересует малыша. От перенапряжения глаза оберегает сама природа: у ребенка еще нет усидчивости, он не может сконцентрироваться надолго на чем-то одном. Потому от силы он будет смотреть телевизор 2-3 минуты. Так что противопоказаний к просмотру телевизора нет.

Так, на первом году жизни малыш может смотреть телевизор в общей сложности 15-30 минут в день, после 2-х лет – до 1,5 часов в день и далее с каждым годом продолжительность просмотра может увеличиваться на полчаса.

В «хронометраж» входят и время работы на компьютере, планшете, других гаджетах, а также время, затраченное на рисование, лепку и другую подобную деятельность на близком расстоянии.

Проблемы возникают из-за того, что глаз работает на строго фиксированном расстоянии.

Глаз вынужден работать на строго фиксированном расстоянии, хрусталик находится в постоянном напряжении, так как он не расслабляется, глаз устает.

Потому каждые минимум полчаса надо обязательно делать перерывы хотя бы по 10-15 минут. Иначе можно простимулировать развитие близорукости. То же самое касается и чтения книги.

Совет: чтобы глаз мог расслабиться, во время отдыха ребенок должен активно двигаться, переводить взгляд вдаль, вбок, посмотреть себе под ноги.

Недаром ведь врачи советуют детям как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Во время прогулки ребенок постоянно переводит взгляд с одного заинтересовавшего его предмета на другой, то вправо, то влево, то вдаль, благодаря этому глаз то расслабляется, то напрягается, то есть тренируется.

В советские времена считалось, что пока близорукость не будет 3 диоптрии, корректировать ее не надо. Кроме того, рекомендовалось прописывать детям более слабые очки, чтобы глаз окончательно не растренировался. Такой подход уже устарел. Общемировая тенденция – индивидуальный подход к каждому ребенку и стремление к 100%-ной коррекции зрения.

— Это вопрос познания этого мира. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок видел окружающий мир во всех его деталях и красках, — говорит Виктор Макаров. – Исходя из этого, желательно корректировать даже слабую близорукость до 3 диоптрий.

Надо понимать, что ни очки, ни обычные линзы прогрессирование близорукости не останавливают, так как не влияют на размер глаза. Размер же глаза, как и размер ноги, закладывается генетически.

Как считает наш эксперт, не остановит развитие близорукости и обычная гимнастика для глаз.

— Лучше эти полчаса погулять с малышом. Эффект будет тот же, если не больше. Ведь во время активной прогулки к тканям организма и головному мозгу увеличивается приток кислорода и их работа улучшается.

Эффективно работает также гимнастика по методике Норбекова. Но это 3 часа ежедневных упражнений. Причем делать ее надо пожизненно. Как только человеку надоедает такой гимнастикой заниматься, близорукость возвращается.

Мало кто из детей такое выдержит.

Чтобы избавиться от близорукости, нужна лазерная коррекция зрения. Но и здесь есть важный нюанс. Лазер должен изменить кривизну роговицы, сделать ее более плоской.

Если же близорукость прогрессирует, значит глазное яблоко продолжает расти, а с его ростом изменяется и кривизна роговицы. Лазер в этом случае исправит положение ненадолго. Близорукость обязательно вернется, потребуется повторное вмешательство.

Потому при прогрессирующей близорукости лазерная коррекция зрения противопоказана.

— Лазерную коррекцию можно делать, если зрение стабильно в течение хотя бы 5 лет, — считает наш эксперт. – Причем рекомендуется делать операцию после 18 лет.

Например, если в 11 лет близорукость перестала расти, то в 16 лет делать лазерную коррекцию еще нельзя, надо дождаться 18 лет.

Если близорукость остановилась, допустим, в 14 лет, то лазерную коррекцию можно делать в 19 лет, как раз после «остановки» пройдет 5 лет.

Очки или линзы?

Совсем маленьким детям корректировать слабую близорукость смысла нет.

— До 3-х лет малыш не испытывает необходимости в восприятии изображений, которые находятся вдалеке, — говорит Виктор Макаров. – Ему важнее то, что находится вблизи. А в 3 года уже нужно надевать очки, потому что ребенку надо познавать мир во всем разнообразии. Контактные линзы надевают детям при очень сильной близорукости в 9-10 диоптрий и больше.

В этом случае стекла очков будут толстыми и тяжелыми, ребенку будет неудобно, он будет их скидывать. Линзы должен подбирать специалист. Рекомендуются однодневные, так как они гигиеничнее. В других случаях для детей предпочтительны очки, ведь иной малыш не дает даже нос или уши почистить, не то что в глаза что-то вставить.

Но если мама найдет общий язык с крохой, то у нее все получится.

Сегодня одним из методов, с помощью которого можно остановить прогрессирующую близорукость, являются ночные линзы. Рост глаза можно остановить только при помощи механического воздействия. Твердые линзы воздействуют на роговицу, благодаря чему меняется ее кривизна. Утром линзы снимают, и весь день зрение у ребенка будет 100%-ным.

— Детям ночные линзы показаны с любого возраста, — говорит Виктор Макаров. – Чем раньше их надеть, тем раньше остановится близорукость. Если после 18 лет близорукость не прогрессирует, можно делать лазерную коррекцию зрения. Правда, опять надо учесть несколько важных обстоятельств. Ночные линзы эффективны только при близорукости до -6 диоптрий.

Также эти линзы довольно часто дают воспалительные осложнения за счет того, что они сдавливают роговицу, а во время сна человек не чувствует, попала ли пылинка под линзу. Поэтому надо очень строго соблюдать правила гигиены, каждый раз тщательно мыть руки перед тем, как дотронуться до линз, при малейшем ощущении дискомфорта линзы надо тут же снять и тщательно промыть.

Лучше не надевать их при легком недомогании, например, при насморке.

Как ясно из слов эксперта, ни капли, ни таблетки на прогрессирование близорукости не всегда влияют.

— Я всегда говорю: «Прочитайте внимательно аннотацию». В ней написано, что подобные препараты улучшают работу сетчатки. При прогрессирующей близорукости доктор может назначить их, если есть изменения в сетчатке.

Советы родителям

Первый раз принести ребенка на осмотр к офтальмологу надо в 1 месяц. Это поможет выявить серьезные врожденные нарушения. Потом офтальмолог должен осмотреть малыша в 3 и 6 месяцев. Нужно оценить, как созрели сосуды на глазном дне и как развивается глаз.

В эти периоды определяют пределы дальнозоркости, что позволяет понять, нет ли у ребенка склонности к близорукости. В 1 год офтальмолог должен посмотреть, как развивается глаз в динамике и сравнить эти данные с теми, что были раньше. Затем показаться малыша офтальмологу надо в 2 года, когда глаза интенсивно развиваются.

В 3 года дети уже умеют говорить, и можно проверить остроту зрения по таблицам с картинками. После 3 лет ребенка надо показывать офтальмологу раз в год.

Родителей должно насторожить, если:

  • В 1 месяц ребенок плохо фиксирует взгляд;
  • Ребенок не интересуется игрушками и обращает внимание только на те, которые ему вкладывают в ручку;
  • С трудом узнает своих родных;
  • Подносит предметы близко к лицу, чтобы рассмотреть их;
  • У малыша косоглазие.

Заметив эти симптомы, малыша надо обязательно показать офтальмологу.

Компьютер детям не игрушка
В два года он управляется с компьютерной мышью лучше, чем с ложкой, в три начинает осваивать виртуальный мир видеоигр, а в пять готов к путешествию по Cети. Как вести себя взрослым: радоваться за компьютерного гения или волноваться? Родительский стан раскололся на две части. Читать далее

Зрение ребенка
Какие вопросы чаще всего задают врачу-офтальмологу молодые родители? В первую очередь их волнует, насколько хорошо видит ребенок и что такое косоглазие. Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Читать далее

Искусственный разум: детская гаджетозависимость
По данным некоммерческой организации Common Sense Media (США) 39% детей в возрасте от 2 до 4 лет умеют пользоваться электронными девайсами, включая планшеты и смартфоны. «Гаджетозависимость» – актуальная для современных детишек проблема.

Яркий ее знак – громкие протесты ребенка при попытке оторвать его от мобильного устройства или ноутбука. Побочные эффекты – раздражительность, агрессивность, нарушение сна, снижение аппетита – родители обычно реже замечают в суматошном ритме будней.

А ведь проявиться «гаджетозависимость» может в любом возрасте, даже в самом раннем. Читать далее

Источник: https://www.parents.ru/article/detskaya-blizorukost-delo-ne-vgadzhetax/

Когда новорожденный начинает видеть и слышать?

Ребенок не фиксирует взгляд

21.01.2020

Факторы внутриутробного развития

Формирование полноценного зрения

Что видит малыш

Что слышит новорожденный?

Какова нормальная реакция

Упражнения для развития зрения

Причины для тревоги

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт.

Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки.

Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе.

Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью.

Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога.

Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

Ссылки:

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

(0 оценок; рейтинг статьи 0)

Источник: https://nutrilak.com/article/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat/

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: